«Этот сухой, неприятный человек... носил на лице резкие знаки снедавшего его порока, который сделал семейную жизнь жены его, Елизаветы Федоровны, невыносимой»
Так о великом князе Сергее Александровиче Романове – младшем брате императора Александра III - писал левый кадет Обнинский.
Ему вторил французский посол в России М. Палеолог:
«Лицо его было бездушно… глаза, под белесыми бровями, смотрели жестко».
Чем же так «насолил» великий князь и генерал-губернатор Москвы своим оппонентам, что их обвинения Сергея Александровича в самых страшных пороках надолго запомнилось?
Все дело было в «непрогрессивном» поведении багрянородного сына царя-реформатора Александра II.
Багрянородными называются дети монархов, которые родились уже после вступления царя на престол. Сергей Александрович родился через год после того, как его отец Александр Николаевич стал императором Российским.
С малых лет Сергей, который был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, отличался скромностью и застенчивостью. Во время обучения, которое вела дочь великого русского поэта Ф.Ф. Тютчева Анна, он прилежно изучал Святое Писание.
Поддерживала в своем младшем сыне религиозные порывы и его мать Мария Александровна, к которой Сергей был сильно привязан. Смерть своей матери он перенес очень плохо. Он также любил и уважал своего отца, но не мог понять и принять его связь с Екатериной Долгорукой.
Сергей Александрович был убежден, что спасти человека и всю страну смогут не либеральные реформы и привнесенные с Запада свободные взгляды на семью, а консерватизм в политике и укрепление традиций в отношениях между супругами.
И обо всем этом вновь назначенный генерал-губернатор Москвы Сергей Александрович говорил открыто, чем и раздражал либерально настроенных оппонентов.
Однако сохранились воспоминания его родных племянников – детей брата Павла Марии и Дмитрия, которые считали, что добрее и нежнее человека нельзя найти во всем мире.
Даже политический противник великого князя С.Ю. Витте отмечал, что
«…Сергей Александрович, по существу, был весьма благородный и честный человек».
Так откуда же появились слухи, что Сергей Александрович не любил женщин, хотя был женат?
Во-первых, несмотря на свою военную стать и огромный рост, лицо Сергея Александровича было слишком уж миловидным для мужчины. Зная об этом, великий князь научился делать его более жестким и безэмоциональным.
Во-вторых, до женитьбы его никогда не видели в обществе дам, а тем более великий князь не посещал сомнительные дома с увеселениями. Но это в принципе объяснялось его природной застенчивостью и религиозными взглядами.
В-третьих, женившись на Елизавете Федоровне – старшей сестре будущей русской царице Александры Федоровны - он не стал отцом. А этот факт только подогревал домыслы о нетрадиционной ориентации Сергея Александровича.
И якобы по этой причине Елизавета Федоровна, мечтавшая о детях, предложила организовать в Москве первый приют для сирот, чтобы проявить там свое материнство.
Однако злопыхатели забывают, что и сам Сергей Александрович любил детей. Так, он стал приемным отцом для своих племянников, когда те остались без матери.
При этом надо сказать, что некоторые исследователи жизни великого князя и его супруги Елизаветы Федоровны считают, что их брак на самом деле был духовным, а не плотским. Такое решение якобы было принято обоими супругами из-за близкого родства: Елизавета была двоюродной племянницей своему мужу Сергею Александровичу.
Да и тот факт, что убийство своего мужа Елизавета Федоровна переживала настолько болезненно, что ушла в монастырь, говорит об истинной любви к супругу.
Таким образом, никаких стопроцентных доказательств того, что великий князь и генерал-губернатор Москвы Сергей Александрович был «нетакой», нет. Есть только колкие записки в его отношении политических недоброжелателей, которые не знали, как побольнее уколоть ненавистного противника всего либеарльного.
Подписывайтесь на мой канал и пишите комментарии.