Ликург-человек, давший Спарте законы, которые породили спартанский образ жизни, где важнейшими являются общественное бытие человека и жёсткая борьба против роскоши, которая, по его мнению очень мешала военной общине. Богатство было включено Ликургом в число злейших пороков человека, равно как и пустое многословие.
Законодатель принадлежал к царскому роду, считался прямым потомком Геракла в 11-ом колене. Когда брат Ликурга умер бездетным, по обычаям, он становился законным наследником. С этого времени начались интриги.
Вдова его старшего брата вступила в тайные переговоры, предложив вытравить плод, если Ликург на ней женится. Ликург ужаснулся, но опасаясь, что ребёнок все равно будет погублен, заявил, что в восторге от замысла, сказав, что женщине нужно родить, и потом он убьёт младенца при первом возможном случае. Родился мальчик. В тот же день Ликург вынес его народу, объявил царём, возложил новорожденного на трон и нарёк его Харилаем.
Спартанцы признали Ликурга опекуном младенца. Но завистники стали готовить ловушку. Ликург этим временем уехал в долгое путешествие, предоставив родне брата самим растить царя. Он поклялся вернуться только тогда, когда у Харилая родится собственный сын.
Некоторое время спустя, Ликург решил вернуться в Спарту. Вернувшись туда, он увидел что все перессорились и дело идёт к внутренним распрям. Он подготовил новые законы, благодаря которым мы знаем Спарту такой, какой она есть. Издать закон свою законы сразу Ликург не мог, поскольку это ограничивало царскую власть. И тут от пошёл на хитрость: Он подготовил 30 аристократов, и утром они явились на центральную площадь с оружием, страшно напугав противников новых законов. Царь Харилай, при виде вооруженных людей, убежал в храм и прятался там, в ожидании того, что его сейчас убьют. Так под угрозой вооружённой аристократии спартанцы приняли законодательство Ликурга.
Прошло время, и Ликурговы законы начали приносить свои плоды. И тогда законодатель пошёл на ещё одну хитрость. На Народном собрании Ликург объявил, что для дальнейших преобразований он должен спросить совет у Дельфийского оракула, и поэтому потребовал у граждан спарты клятву, что до его прихода никто не изменит законов.
В Дельфах Ликург простился со своими близкими и добровольно уморил себя голодом, чтобы граждане никогда не смогли отказаться от своей клятвы.
В течение последующих 500 лет в Спарте не изменили и не отменили ни одного закона Ликурга, и всё это время Спарта оставалось самым могущественным государством Древней Греции.