Найти тему

Король, дама, валет (эссе/рецензия)

Король, дама, валет

Или ломание шаблона

Набокова я бы с гордостью назвал либо нигилистом, либо модернистом, либо панком, потому что любое его произведение ломает, какие-либо шаблоны. Почему я акцентировал внимание именно на книге – «Король, дама, валет»? Ведь остальные произведения занимаются тем же. Я отвечу.

История, описываемая Набоковым, кажется на первый взгляд классическим любовным треугольником, до самого конца читатель так и думает. Сюжет очень прост: приезжает троюродный племянник к своему дяде, влюбляется в его жену, жене тоже приглянулся молодой любовник, парочка хочет убить мужа, чтобы жить припеваючи. Мы много читали или смотрели кучу подобных историй, где заканчивались они примерно одинаково, либо у любовников всё получилось, либо нет.

Набоков описывает во всех подробностях, как она пытается отравить мужа, или сделать так, чтобы тот заболел. Это важная деталь.

На самом деле, на первый взгляд покажется, что сказать нечего, потому что герои там картонные, как в бульварных романах или идиотских мюзиклах, люди, которые живут и высасывают проблему из фантастических, ни на что, не влияющих обстоятельств. Но это Набоков, тут всё равно, как бы мне не было лень, чуть-чуть разобрать можно: в этом романе умные и расчётливые все.

Жену зовут Мартой она классическая, шлюховатая женщина с небольшим хвостиком, которая влюбилась в Франца – молодого не очень симпатичного, неопытного ребёнка(ему где-то 20), с которым можно делать, что хочешь. Обычно в подобных романах кипят страсти, все красивые, модные; тут всё не так, деньги в произведении не образовываются из воздуха.

Самое главное нововведение Владимира Владимировича, здесь даже не конец, а, то, что персонажи картонные, а ты в них веришь – это всё проработка деталей Набокова. Именно они придают пущую реалистичность, но я напоминаю, люди там всё ещё ведут себя, как в мюзиклах, что придаёт некоторым героям (Марте и Францу) нездоровый оттенок, где у каждого члена пары по психическому отклонению.

У Франца были проблемы с матерью, та его била и недолюбливала, а с девушками ему не везло. О прошлом Марты мы практически ничего не знаем, но можно предположить, что даме было много что дозволено, из-за чего она выросла инфантильной тварью. Противоположные личности притягиваются, что могу сказать. Люди тут нездоровые, вот и придумывают себе проблемы, потому что здравомыслящий человек, никогда целенаправленно не захочет убивать другого субъекта. Повторюсь здесь все умные в романе (Драйер не понял, что пригрел любовника, потому что много работал, причём очень хорошо), поэтому когда «дядюшка» мог заработать больше денег: убийство откладывалось. Значит Марта с Францем вполне дееспособные, способные здраво мыслить люди, поэтому нет им гадам прощения, т.к с лёгкими психическими отклонениями люди могу быть вполне дееспособными.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что количество деталей влияет на разрыв или не разрыв шаблонов, потому что детали помогают составить психологический портрет персонажей, а также иначе анализировать их действия.