Госдума окончательно приняла поправки к закону об ответственном обращении с животными. Только правила этого обращения каждый регион определит сам. Регулировать вопрос будет отдельный акт, принятый с учетом климата на данной местности и мнения жителей. Зоозащитники опасаются, что нерадивые исполнители используют эти поправки для массового убийства собак и кошек. Формулировки в документе настолько размытые, что путают людей еще больше, чем предыдущий вид законопроекта.
В мае 2023 года в Госдуме начали рассматривать законопроект о внесении поправок в закон, связанный с обращением с животными. Инициаторы поправок утверждают, что законопроект стал необходим из-за сообщений о нападении стай бездомных животных на граждан в разных регионах. Мы уже писали, что в Татарстане отмечается хорошая динамика снижения случаев нападения собак на треть. Зоозащитники же считают, что истерия по поводу укусов раздута, а там, где четко выполняется утвержденная законом программа «Отлов, стерилизация, вакцинация, возврат в среду» (ОСВВ), замечены хорошие результаты по снижению численности популяции животных и статистики по укусам. Только вот новые поправки развяжут руки тем, кто не имеет представления о гуманности.
НЕ ЗАКОН ПЛОХОЙ, А ИСПОЛНЕНИЕ
На пленарном заседании 12 июля 2023 года первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов заявил, что ко второму чтению из поправок убрали изъяны, которые были при обсуждении документа в первом чтении. Вначале формулировка давала право регионам применять к бездомным животным различные меры, в том числе умерщвление. После эту меру вроде как отменили.
Однако законопроект вызвал волну протеста среди зоозащитников. В госдуму были написаны 25 тысяч обращений против принятия поправок от граждан и общественных организаций, а в нескольких городах России прошли акции протеста.
В Казани также не поддержали поправки в закон об ответственном обращении с животными. 26 мая 2023 года прошел общественный совет проекта «Защита животного мира» партии «Единая Россия» в РТ. В работе приняли участие заместитель руководителя исполкома Казани по вопросам ЖКХ и благоустройства Искандер Гиниятуллин, депутат Госсовета Римма Ратникова, заместитель председателя комитета ГС РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев, замдиректора Казанского зоопарка Александр Малев и другие.
- К сожалению, в некоторых регионах были несчастные случаи с нападением собак на людей. Но по случайному или нет стечению обстоятельств в этих же регионах были выявлены нарушения в сфере обращения с бездомными животными, то есть были предпосылки. Они говорят не о том, что закон плохой, а о том, что он не исполнялся должным образом, — подчеркнул Гиниятуллин. - Вместо того, чтобы помочь регионам, дополнив недостающими положениями и нормами действующий закон, в Государственную Думу внесли законопроект, дающий право субъектам игнорировать основные, ключевые положения закона.
НЕ ТАК РАДИКАЛЬНО, НО ПО-ПРЕЖНЕМУ ОПАСНО
Бурматов заявил, что после обращений граждан в законе сохранили положения статей 17 и 18, где написано, что обращаться с бродячими собаками и кошками жестоким образом нельзя. Юлия Трефилова, директор по GR Ассоциации «Благополучие животных» в своем телеграм-канале прокомментировала:
«Новая итерация законопроекта хоть и стала менее радикальной в своих формулировках, но все также остается плохо проработанной, сделанной наспех в угоду всех тех, кто лоббировал этот негуманный закон с самого начала. Законопроект предлагает неработающую законодательную конструкцию, которая, кроме всего прочего, противоречит нормам конституционного законодательства нашей страны».
- Фактически между первым и вторым вариантом ничего не изменилось, и законопроект по-прежнему дает возможность регионам игнорировать ключевые положения закона и принимать свои законодательные акты в обход запретов и ограничений закона, - считает Искандер Гиниятуллин. - Так что сложно сказать, как теперь будет. Если поправки примут в рассматриваемом варианте, то практически все ключевые моменты закона будут определяться на уровне субъектов РФ.
Казанская зоозащитница, член совета общественной организации «Зоозабота» Эвелина Скрипочкина также считает, что закон сырой.
- Госдума опять не прописала нормально понятия, опять нет ничего про регистрацию, все размыто и больше запутано. Вместо того, чтоб усовершенствовать тот закон, что был, они его размыли. Создали дополнительную работу судам, зоозащитникам, прокуратуре — потому что, естественно, любой нормативный акт, который будет говорить об убийстве, будет оспариваться и отменяться. И вместо защиты животных, мы будем дополнительно разбираться друг с другом. Похоже, в Госдуме захотели остаться хорошими и перед защитниками, и перед регионами — оставили разборки нам, - негодует Скрипочкина.
По мнению зоозащитницы, каждый регион может решить по своему: где-то работа продолжиться как раньше, а где-то могут установить безвозвратный отлов.
БЕЗДОМНЫМИ ЖИВОТНЫЕ СТАНОВЯТСЯ ИЗ-ЗА ЧЕЛОВЕКА
В пресс-службе мэрии нам ответили, что для обеспечения безопасности необходимо держать под контролем рост популяции уличных животных. В результате ежегодной стерилизации стало понятно, что их численность пополняется не за счет размножения, как было еще пять лет назад, а за счет выброшенных нестерилизованных домашних питомцев и их потомства.
Хозяйские собаки оказываются на улице в основном по вине людей. Отказ от содержания и оставление на улице, самовыгул, слабый контроль и побеги животных - все это приводит к бесконтрольному размножению.
В прошлом году в Казани провели первую перепись собак, по результатам которой было зарегистрировано 4700 собак, подлежащих процедуре ОСВВ («Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат») - они были стерилизованы.
В апреле этого года, по данным из мэрии, проведен повторный обход городских территорий по утвержденным маршрутам, сейчас идет обработка данных, результат покажет нам эффективность принимаемых мер.
- В целом, в республике работа выстроена, и мы видим в городах реальные результаты этой работы. Ее надо продолжать в существующем формате ОСВВ, - говорит Искандер Гиниятуллин. - Брошенные домашние животные, беглецы – вот сегодня источник пополнения уличных стай. Давно уже нет на улицах городов «каштанок». Сегодня по улицам бегают хаски, лайки, бигли, овчарки, даже алабаи. Долго они на улице не живут, но успевают принести потомство, которое вырастает гораздо более приспособленным к жизни без человека. Третье поколение - это уже «дички» и головная боль муниципалитетов и служб отлова. И теория, и опыт показали, что в условиях безвозвратного отлова, популяция начинает самовоспроизводиться гигантскими темпами. Растет рождаемость и выживаемость щенков. Только массовая стерилизация и активная работа с населением способны остановить эту лавину.
УМЕРЩВЛЕНИЕ - НЕ ВЫХОД
Проблема переизбытка животных на улицах не может быть решена методом истреблений и убийств - практика это уже доказала, уверены зоозащитники. При отстреле оставшиеся животные плодятся с большей скоростью, чтобы восполнить популяцию.
В России в 90-х также отлавливали и усыпляли животных. Этот метод тогда не сработал. По словам начальника петербургского Управления ветеринарии Юрия Андреева, таким образом в городе истребили около пяти тысяч собак, однако в долгосрочной перспективе их число не изменилось. Только переход на ОСВВ стал толчком к сокращению численности бездомных собак. К тому же, метод убийства - негуманный и не может защитить людей от агрессии животных, так как первыми жертвами отстрела станут более социализированные собаки, которые идут на контакт. А вот на их место придут дикие стаи.
- На самом деле, у нас хорошая динамика снижения численности бездомных животных, - говорит Эвелина Скрипочкина. - Во-первых, из-за стерилизации. Во-вторых, в городе все больше бетона, собаки сами уходят.
НЕТ КОНТРОЛЯ РАСХОДОВ СРЕДСТВ
По мнению, зоозащитницы, проблема с бездомными животными не в законе, а в незаинтересованности и бесконтрольности тех, кто его исполняет.
- Нам все время говорят, что не хватает денег на приюты, на стерилизацию, но я вижу, как тратятся выделенные деньги. Нет контроля за этими тратами. Контракты по отлову, стерилизации, вакцинации и выпуску собак реализуются через госзакупки. По Татарстану, как и в Ульяновской, Самарской, Чувашской областях, практически всегда выигрывает ИП Мадьянкин. У меня к нему очень много вопросов. Есть все основания полагать, что он плохо, а может и негуманно исполняет работы. Отловленную собаку ведь можно потом выпустить или умертвить. У нас на руках акты его выполненных работ, но мы сомневаемся в том, что они выполнены - говорит Скрипочкина.
В мэрии города нам сказали, что на отлов и содержание бездомных собак в этом году выделили 32,75 миллиона рублей. В Казани реализовывать работы в этом году будет ООО «Зооцентр». С их слов, приют, благодаря таким государственным контрактам имеет средства на содержание собак.
- У нас нет муниципальных приютов сейчас, - продолжает Эвелина. - Все приюты коммерческие и их основная цель - бизнес. Недавно был случай: на сайте «Зооцентра» числилась собака, одна девушка созвонились, хотела забрать, ей сказали, что сейчас собака на карантине перед вакцинацией. Девушка поехала, купила ошейник. Приехала, а ей говорят - собака убежала. Вот то ли убежала, то ли еще с ней что произошло, а на сайте она висит. И что это за условия у них такие, что в период карантина перед вакцинацией собака сбегает? Никто не контролирует, никто не следит за выполнением работ - в этом проблема. Обязательно нужны муниципальные приюты, - уверена собеседница.
ЗАКОН КОСНУЛСЯ И ВЫГУЛА ЖИВОТНЫХ
Изменения коснулись также и правила обращения с домашними питомцами. Раньше запрещалось свободное и неконтролируемое передвижение домашних животных по проезжей части, в лифтах и дворах многоквартирных домов, а также на детских и спортивных площадках. Сейчас самовыгул домашних животных запрещается везде, кроме тех мест, что он разрешен органом местного самоуправления.
В мэрии нам рассказали, что исполком планирует строительство четырех муниципальных площадок для выгула собак в районах города. Сейчас их в Казани 17.
Автор: Гузель Касимова