Найти тему
Павел Рябчиков

Отдельное спасибо ученикам и родителям

Нам всем приятно работать со способными и умными, подготовленными учениками. Они и без нашей помощи вполне себе отличники, мы им нужны для того, чтобы отточить, отшлифовать и без того прекрасные знания и навыки. Но сегодня - не о них. Хотя было бы приятно, конечно. Но нет, о других детях сегодня.

НKandinsky 2.2 значительно реалистичнее работает... Результат генерации по запросу "Онлайн-репетитор в кресле-качалке, мужчина в очках, с чашкой кофе в руке задумчиво смотрит вдаль", стиль: 4k
НKandinsky 2.2 значительно реалистичнее работает... Результат генерации по запросу "Онлайн-репетитор в кресле-качалке, мужчина в очках, с чашкой кофе в руке задумчиво смотрит вдаль", стиль: 4k

Начну с одного давнишнего примера. Три года назад ко мне пришёл один ученик, который расписал мне свою диспозицию максимально честно. Он учился на тот момент в классе, в который попал с большим трудом. Дело не в блате, а в том, что действительно класс состоял из одних настоящих отличников. Тех, кто с первого класса серьёзно учился. А в большинство ещё и родители вкладывались впечатляюще. Уровень знаний, который демонстрировали абсолютно все ученики, а ещё более - та лёгкость, с которой они этими знаниями оперировали, вызывали, скажем честно, чёрную зависть. Из-за этой зависти у парня настроение было всегда ниже среднего. Он спал и видел, как все до единого его одноклассники поступают в лучшие вузы, устраиваются на лучшие работы с лучшими зарплатами, а он остаётся за бортом. Поэтому, хоть и держал себя в руках, постоянно был угрюмым, неприветливым. Мне заявил, что ему нужно обязательно сто баллов на экзамене, и, кроме МФТИ, никаких других вузов в его жизни быть не может.

Результат генерации по запросу "Ученик, юноша, не очень способный, но очень амбициозный"
Результат генерации по запросу "Ученик, юноша, не очень способный, но очень амбициозный"

Пришлось применять холодный душ и горькие лекарства.

1. Почему ты уверен, что сможешь за два года достичь уровня своих одноклассников, до которого они росли - не как сорняк в чистом поле, а целенаправленно работая в ущерб очень многому, кстати - десять лет? Ты хочешь сказать, что будешь работать в пять раз больше и лучше, чтобы их догнать и перегнать?

Мне сначала ответили стандартной фразой - мол, я готов приложить все усилия. Хм, ладно.

2. Даю типичную задачу из первой части ЕГЭ, подразумевающую применение знаний математики за пятый (не преувеличиваю) класс и информатики за девятый. Способов решить - два. По крайней мере, напрашивается любой из двух. Молчание. Две минуты. Три. Спрашиваю - помочь? Ответ вызывает приступ ужаса, слёз и хохота - хорошо, что всё сдержал, и наружу не прорвалось: что значит "при делении на девять остаток равен шести"? И как указать, что число трёхзначное?

Это при том, что сначала меня убеждали в неплохих оценках по математике и информатике.

С задачей мы разобрались, не с первого раза, конечно, но успешно. Парень сам дотумкал. Но погрустнел и задумался. Наглядно показали, где профильный десятый, а где пятый класс. Соответственно, моя рекомендация взять все учебники по математике, физике и информатике начиная с седьмого класса, и проштудировать их не показалась дурацкой. Успехи пошли. Парень помимо домашки очень сильно старался. Но... Он делал это не для себя. А для того, чтобы опять кому-то что-то доказать.

Обычно то, что всем всё пофиг, мы убеждаемся годам к тридцати пяти, но детям стоит говорить об этом пораньше, я думаю...

Спросил меня однажды: кем порекомендуете стать: бэкенд-разработчиком или дата-сайентистом?

Бэкендером, конечно, зачем мне в data science молодые и амбициозные конкуренты?????))))) Шутка, если что

Я ответил: ветеринаром. Военным. Пожарным. Моряком рыбфлота. Геологом. Строителем. Музыкантом уличным. Я-то откуда знаю? Ты хочешь, чтобы я выбрал ВМЕСТО ТЕБЯ. И порекомендовал тебе что-то из того, о чём (скорее всего, тоже не разбираясь) разговаривали те, кому ты до сих пор завидуешь. Ты должен понять, чего ты хочешь САМ.

Мне опять ответили заученными фразами: получить хорошее образование, завести бизнес-знакомства, стать успешным.

Смешно и трагично наблюдать, с каким упорством и самоотверженностью фанаты оберегают кучи навоза, наваленные у них в головах, даже не попытавшись разобраться, откуда там этот навоз взялся...

Потихоньку парень развивался, достиг весьма неплохих успехов. Помимо школьной программы неплохо справлялся с одним весьма толковым курсом по программированию (кстати, бесплатным), в математике и физике тоже был впечатляющий рост. Однако первый пробник показал, что до идеала до сих пор далеко. Соответственно, снова хандра, снова "я - ничтожество" и так далее.

И тогда я спросил: ты хочешь поступить в Физтех только потому, что туда собираются все те, кому ты завидуешь? Мне без колебаний ответили: ДА. Хорошо, говорю, сейчас прошёл год страданий, впереди ещё год, потом, когда поступишь и будешь учиться вместе с ними, наблюдая, как ИМ наука даётся легче, чем тебе (будем честны), как ИМ предлагают поступить в магистратуру, как... Продолжать?

И тут мне ответили: А КАК ИНАЧЕ-ТО? То есть у парня сформировались не просто ложные ценности, а НАСТОЛЬКО противоречащие его настоящей личности и жизни, и настолько завладела эта бодяга его вниманием, что своего-то ничего не осталось. Я ему сказал кое-что, причём эту фразу пришлось потом повторить ещё три раза. Если ты, друг сердешный, собираешься потратить свою молодость в погоне за химерой, сущности которой не понимаешь, а потом, когда ничего не получится, обвинить в этом тех, кто тебя от этого предостерегал (в первую очередь - меня, Пал Саныча!), то извини, но ты - псих. Именно так. Одиннадцатый класс, аттестат - такой чудесный шанс БОЛЬШЕ НИКОГДА не встречаться с теми, с кем у тебя НЕ СЛОЖИЛОСЬ, потому что вы по-разному учитесь! И ты хочешь так бездарно его спустить в унитаз? Задумался.

Следующие пробники прошли успешнее. На экзамене было 83 балла. С учётом того, что парень начал с освоения деления с остатком - результат чемпионский. Поступил не в Физтех, конечно, но на ту специальность, которую выбрал сам, на бюджет. Потом написал мне, что долго думал над вопросом, который я ему задал: готов ли ты заниматься этим всем, куда ты хочешь, бесплатно? И в ущерб многому из того, что у тебя сейчас есть и, наверное, когда-нибудь будет? Только потому что это тебе нравится?

Оказывается, не готов.

Нет, мы расстались не друзьями. Без обид друг на друга, но точка в общении была поставлена. Однако я очень благодарен ему за то, что перестал опасаться обидеть учеников правдой. Было дело, переживал когда-то. Иногда. Хотя давно уже любого студента мог на место поставить, к любому (почти) ученику подход найти.

Мэтр Кандинский в новой версии прямо очень хорош. Непривычно, мне даже кажется, что идеализирует людей))) И возраст, в общем-то, у всех персонажей одинаковый.... Вечно молодой. Результат генерации по запросу "Юноша, очень старательный и упорный ученик", стиль: 4k
Мэтр Кандинский в новой версии прямо очень хорош. Непривычно, мне даже кажется, что идеализирует людей))) И возраст, в общем-то, у всех персонажей одинаковый.... Вечно молодой. Результат генерации по запросу "Юноша, очень старательный и упорный ученик", стиль: 4k

Другой ученик научил меня восхищаться. Самый старший мужчина в семье, он в свои шестнадцать лет мыслил настолько трезво и здраво, что иногда мне было нечего сказать даже - парень был ВЗРОСЛЫМ. Очень.

Информатика ему давалась не слишком хорошо, некоторые вещи он умудрялся забывать, но, надо сказать, не сразу - месяца через три, и всегда старался мобилизоваться, чтобы пробел восстановить. Все предложения помощи в решении категорически пресекал: нет, Пал Саныч, я сам. Я же это уже делал, значит, сделаю и сейчас.

Единственный ученик, кто так говорил, надо отметить.

Ученик, который чётко осознавал свои способности и возможности. Но стремился использовать их - сам, не надеясь на чудо, полностью взяв на себя ответственность за результат.

Так вот, я восхищаюсь этим парнем, который не выдумает, может быть, пороха, но уже в свои шестнадцать - НАСТОЯЩИЙ человек, у которого стоит поучиться ответственности.

Результат генерации по запросу "Родители звонят репетитору по телефону, чтобы посоветоваться", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Родители звонят репетитору по телефону, чтобы посоветоваться", стиль: 4k

А кроме того, веру в человечество укрепляют ещё и родители. Которые при знакомстве прямо говорят - мы упустили многое, и чудес не ждём. Можем ли мы подготовиться в этом году на четвёрку, чтобы в следующем году уже работать с расчётом на более серьёзный уровень?

То есть родители, которые любят не выдуманные ими же совершенно не имеющие ничего общего с реальностью "способности" их детей, а САМИХ детей, такими, какими они являются - хулиганистыми, безалаберными, шалопаистыми, не слишком способными, но СВОИМИ. И почему-то всегда ожидания этих родителей оправдываются с лихвой - их любимые хулиганы и недотёпы сдают не на четыре, а на пять. А потом ещё и говорят - мам, пап, мне понравилось! Давайте запишем меня на курсы по программированию! Или - мам, пап, оказывается, математика / информатика - штука интересная, хоть и непростая, хочу изучать глубже. Попробую в инженерный / физмат / айтишный класс поступить.

И поступают. Не с наскока, с большим трудом. Но поступают и учатся. Успешно учатся.

А потом пишут мне, уже будучи даже второкурсниками - Пал Саныч, помните меня? Я хочу попросить совета, пишу проектную работу по такой-то теме... И так далее.

А родители звонят мне, как правило, уже после того, как с детьми мы уже поговорили, и предупреждают: мой вам позвонит, Пал Саныч. А, уже звонил? И до чего договорились?

Всегда помогаю таким детям, если могу. И всегда благодарю их родителей, потому что их хулиганы, недотёпы, шалопаи - это будущие инженеры, учителя, врачи, программисты, экономисты и настоящие толковые люди.

Приятно ощущать себя немного причастным к их будущим успехам. И вам всем, дорогие читатели, желаю такого же.

Обнимаю.

Ваш Пал Саныч Рябчиков