Нам всем приятно работать со способными и умными, подготовленными учениками. Они и без нашей помощи вполне себе отличники, мы им нужны для того, чтобы отточить, отшлифовать и без того прекрасные знания и навыки. Но сегодня - не о них. Хотя было бы приятно, конечно. Но нет, о других детях сегодня.
Начну с одного давнишнего примера. Три года назад ко мне пришёл один ученик, который расписал мне свою диспозицию максимально честно. Он учился на тот момент в классе, в который попал с большим трудом. Дело не в блате, а в том, что действительно класс состоял из одних настоящих отличников. Тех, кто с первого класса серьёзно учился. А в большинство ещё и родители вкладывались впечатляюще. Уровень знаний, который демонстрировали абсолютно все ученики, а ещё более - та лёгкость, с которой они этими знаниями оперировали, вызывали, скажем честно, чёрную зависть. Из-за этой зависти у парня настроение было всегда ниже среднего. Он спал и видел, как все до единого его одноклассники поступают в лучшие вузы, устраиваются на лучшие работы с лучшими зарплатами, а он остаётся за бортом. Поэтому, хоть и держал себя в руках, постоянно был угрюмым, неприветливым. Мне заявил, что ему нужно обязательно сто баллов на экзамене, и, кроме МФТИ, никаких других вузов в его жизни быть не может.
Пришлось применять холодный душ и горькие лекарства.
1. Почему ты уверен, что сможешь за два года достичь уровня своих одноклассников, до которого они росли - не как сорняк в чистом поле, а целенаправленно работая в ущерб очень многому, кстати - десять лет? Ты хочешь сказать, что будешь работать в пять раз больше и лучше, чтобы их догнать и перегнать?
Мне сначала ответили стандартной фразой - мол, я готов приложить все усилия. Хм, ладно.
2. Даю типичную задачу из первой части ЕГЭ, подразумевающую применение знаний математики за пятый (не преувеличиваю) класс и информатики за девятый. Способов решить - два. По крайней мере, напрашивается любой из двух. Молчание. Две минуты. Три. Спрашиваю - помочь? Ответ вызывает приступ ужаса, слёз и хохота - хорошо, что всё сдержал, и наружу не прорвалось: что значит "при делении на девять остаток равен шести"? И как указать, что число трёхзначное?
Это при том, что сначала меня убеждали в неплохих оценках по математике и информатике.
С задачей мы разобрались, не с первого раза, конечно, но успешно. Парень сам дотумкал. Но погрустнел и задумался. Наглядно показали, где профильный десятый, а где пятый класс. Соответственно, моя рекомендация взять все учебники по математике, физике и информатике начиная с седьмого класса, и проштудировать их не показалась дурацкой. Успехи пошли. Парень помимо домашки очень сильно старался. Но... Он делал это не для себя. А для того, чтобы опять кому-то что-то доказать.
Обычно то, что всем всё пофиг, мы убеждаемся годам к тридцати пяти, но детям стоит говорить об этом пораньше, я думаю...
Спросил меня однажды: кем порекомендуете стать: бэкенд-разработчиком или дата-сайентистом?
Бэкендером, конечно, зачем мне в data science молодые и амбициозные конкуренты?????))))) Шутка, если что
Я ответил: ветеринаром. Военным. Пожарным. Моряком рыбфлота. Геологом. Строителем. Музыкантом уличным. Я-то откуда знаю? Ты хочешь, чтобы я выбрал ВМЕСТО ТЕБЯ. И порекомендовал тебе что-то из того, о чём (скорее всего, тоже не разбираясь) разговаривали те, кому ты до сих пор завидуешь. Ты должен понять, чего ты хочешь САМ.
Мне опять ответили заученными фразами: получить хорошее образование, завести бизнес-знакомства, стать успешным.
Смешно и трагично наблюдать, с каким упорством и самоотверженностью фанаты оберегают кучи навоза, наваленные у них в головах, даже не попытавшись разобраться, откуда там этот навоз взялся...
Потихоньку парень развивался, достиг весьма неплохих успехов. Помимо школьной программы неплохо справлялся с одним весьма толковым курсом по программированию (кстати, бесплатным), в математике и физике тоже был впечатляющий рост. Однако первый пробник показал, что до идеала до сих пор далеко. Соответственно, снова хандра, снова "я - ничтожество" и так далее.
И тогда я спросил: ты хочешь поступить в Физтех только потому, что туда собираются все те, кому ты завидуешь? Мне без колебаний ответили: ДА. Хорошо, говорю, сейчас прошёл год страданий, впереди ещё год, потом, когда поступишь и будешь учиться вместе с ними, наблюдая, как ИМ наука даётся легче, чем тебе (будем честны), как ИМ предлагают поступить в магистратуру, как... Продолжать?
И тут мне ответили: А КАК ИНАЧЕ-ТО? То есть у парня сформировались не просто ложные ценности, а НАСТОЛЬКО противоречащие его настоящей личности и жизни, и настолько завладела эта бодяга его вниманием, что своего-то ничего не осталось. Я ему сказал кое-что, причём эту фразу пришлось потом повторить ещё три раза. Если ты, друг сердешный, собираешься потратить свою молодость в погоне за химерой, сущности которой не понимаешь, а потом, когда ничего не получится, обвинить в этом тех, кто тебя от этого предостерегал (в первую очередь - меня, Пал Саныча!), то извини, но ты - псих. Именно так. Одиннадцатый класс, аттестат - такой чудесный шанс БОЛЬШЕ НИКОГДА не встречаться с теми, с кем у тебя НЕ СЛОЖИЛОСЬ, потому что вы по-разному учитесь! И ты хочешь так бездарно его спустить в унитаз? Задумался.
Следующие пробники прошли успешнее. На экзамене было 83 балла. С учётом того, что парень начал с освоения деления с остатком - результат чемпионский. Поступил не в Физтех, конечно, но на ту специальность, которую выбрал сам, на бюджет. Потом написал мне, что долго думал над вопросом, который я ему задал: готов ли ты заниматься этим всем, куда ты хочешь, бесплатно? И в ущерб многому из того, что у тебя сейчас есть и, наверное, когда-нибудь будет? Только потому что это тебе нравится?
Оказывается, не готов.
Нет, мы расстались не друзьями. Без обид друг на друга, но точка в общении была поставлена. Однако я очень благодарен ему за то, что перестал опасаться обидеть учеников правдой. Было дело, переживал когда-то. Иногда. Хотя давно уже любого студента мог на место поставить, к любому (почти) ученику подход найти.
Другой ученик научил меня восхищаться. Самый старший мужчина в семье, он в свои шестнадцать лет мыслил настолько трезво и здраво, что иногда мне было нечего сказать даже - парень был ВЗРОСЛЫМ. Очень.
Информатика ему давалась не слишком хорошо, некоторые вещи он умудрялся забывать, но, надо сказать, не сразу - месяца через три, и всегда старался мобилизоваться, чтобы пробел восстановить. Все предложения помощи в решении категорически пресекал: нет, Пал Саныч, я сам. Я же это уже делал, значит, сделаю и сейчас.
Единственный ученик, кто так говорил, надо отметить.
Ученик, который чётко осознавал свои способности и возможности. Но стремился использовать их - сам, не надеясь на чудо, полностью взяв на себя ответственность за результат.
Так вот, я восхищаюсь этим парнем, который не выдумает, может быть, пороха, но уже в свои шестнадцать - НАСТОЯЩИЙ человек, у которого стоит поучиться ответственности.
А кроме того, веру в человечество укрепляют ещё и родители. Которые при знакомстве прямо говорят - мы упустили многое, и чудес не ждём. Можем ли мы подготовиться в этом году на четвёрку, чтобы в следующем году уже работать с расчётом на более серьёзный уровень?
То есть родители, которые любят не выдуманные ими же совершенно не имеющие ничего общего с реальностью "способности" их детей, а САМИХ детей, такими, какими они являются - хулиганистыми, безалаберными, шалопаистыми, не слишком способными, но СВОИМИ. И почему-то всегда ожидания этих родителей оправдываются с лихвой - их любимые хулиганы и недотёпы сдают не на четыре, а на пять. А потом ещё и говорят - мам, пап, мне понравилось! Давайте запишем меня на курсы по программированию! Или - мам, пап, оказывается, математика / информатика - штука интересная, хоть и непростая, хочу изучать глубже. Попробую в инженерный / физмат / айтишный класс поступить.
И поступают. Не с наскока, с большим трудом. Но поступают и учатся. Успешно учатся.
А потом пишут мне, уже будучи даже второкурсниками - Пал Саныч, помните меня? Я хочу попросить совета, пишу проектную работу по такой-то теме... И так далее.
А родители звонят мне, как правило, уже после того, как с детьми мы уже поговорили, и предупреждают: мой вам позвонит, Пал Саныч. А, уже звонил? И до чего договорились?
Всегда помогаю таким детям, если могу. И всегда благодарю их родителей, потому что их хулиганы, недотёпы, шалопаи - это будущие инженеры, учителя, врачи, программисты, экономисты и настоящие толковые люди.
Приятно ощущать себя немного причастным к их будущим успехам. И вам всем, дорогие читатели, желаю такого же.
Обнимаю.
Ваш Пал Саныч Рябчиков