Найти тему
Живопись

Откуда взялись изображения странных морских существ, вышитые на платье Елизаветы I

В XVI веке английская королева была законодательницей европейской моды, создателем уникального «елизаветинского стиля» и объектом подражания для современниц. Ее платья представляли собой подлинные произведения искусства и нередко украшали собою живописные полотна. Одно из них до сих пор вызывает удивление, споры и пристальное внимание поклонников изобразительного искусства, любителей истории и специалистов по… зоологии.
Приписывается мастерской Николаса Хиллиарда, «Елизавета I», около 1599 года, холст, масло, 223,5 x 168,9 см, Хардвик-Холл
Приписывается мастерской Николаса Хиллиарда, «Елизавета I», около 1599 года, холст, масло, 223,5 x 168,9 см, Хардвик-Холл

Елизавета I – последняя из рода Тюдоров – правила Британией 44 года, конфликтовала с Испанией, финансировала кругосветное путешествие авантюриста Френсиса Дрейка и получила прозвище «Королева пиратов». Она отказалась выходить замуж, предпочла политику семейному счастью и заложила «фундамент» первой в мире промышленной революции. Но ее страсть к прекрасному была не менее сильной, чем стремление превратить обособленную Англию в процветающую державу.

Елизавета покровительствовала Шекспиру, устраивала пышные праздники, прекрасно танцевала, любила музыку и живопись. «Королеву фей» воспевали в поэмах, ей посвящали театральные пьесы, шествия и турниры. Многочисленные изображения императрицы украшали королевские резиденции, дома подданных, ювелирные изделия и аверсы золотых монет, поддерживая и укрепляя «культ Елизаветы».

Уильям Фредерик Йимз, «Королева Елизавета и граф Лестер», 1865, холст, масло, 72 х 92,5 см, Музей изящных искусств Лиона
Уильям Фредерик Йимз, «Королева Елизавета и граф Лестер», 1865, холст, масло, 72 х 92,5 см, Музей изящных искусств Лиона

Мраморная белизна кожи, волевой подбородок, рыжие волосы и неувядающая красота, – такой представляли британскую «королеву- девственницу» на парадных портретах, сюжетных полотнах и миниатюрах. Ее образ создавали именитые и неизвестные художники, следуя традициям своего времени, формальным требованиям государственной портретной живописи и «шаблонам лица», утвержденным самой императрицей. И Елизавета на картинах оставалась молодой, прекрасной и идеальной во всем – от завитка волос до кончиков изящных туфель.

Самый известный из королевских портретистов – Николас Хиллиард – был неудачливым бизнесменом, прекрасным художником и лучшим в Европе создателем портретных миниатюр. Он обладал удивительной психологической проницательностью, улавливал «изящество лица» своих героев, их чувства; фиксировал едва заметную мимику, которые могли разглядеть и оценить только истинные поклонники живописи.

Николас Хиллиард, «Автопортрет», 1577, пергамент на картоне, акварель. 41 × 41 см, Музей Виктории и Альберта, Лондон
Николас Хиллиард, «Автопортрет», 1577, пергамент на картоне, акварель. 41 × 41 см, Музей Виктории и Альберта, Лондон

Но в королевских портретах главным элементом было не лицо, а антураж, наполненный предметами роскоши и имперскими символами. Корона, пурпур и горностаевый мех свидетельствовали о высшем статусе изображенной персоны, книги и молитвенники – об образованности и религиозности, змеи – о мудрости, музыкальные инструменты – о любви к искусству, сито и белый жемчуг – о непорочности.

Николас Хиллиард, «Портрет королевы Елизаветы», 1573—1575, дерево, масло, Галерея искусств Уокера
Николас Хиллиард, «Портрет королевы Елизаветы», 1573—1575, дерево, масло, Галерея искусств Уокера

Очередной королевский наряд не только задавал новое направление в британской моде, но и являлся наглядным воплощением власти, богатства и безупречного вкуса. И Николас Хиллиард лучше других портретистов умел передавать воздушность кружева, объемность жемчуга, глубину цвета тяжелого бархата, дорогой блеск золотого шитья и рельефность шелка.

Принятые Елизаветой I «Законы о роскоши» превратили одежду в статусный атрибут, который разделял представителей разных сословий, определял их положение в обществе и приближенность к власти. Но королева могла позволить себе все. Она смело соединяла стили и материалы, королевский красный и испанский черный, геометрические и растительные узоры и ввела моду на пышные круглые воротники, которые закрывали ее неидеальную шею, но подчеркивали безупречный цвет лица.

 Джон Гильярд Глиндони, «Джон Ди проводит эксперимент перед королевой Елизаветой», до 1913, холст, масло, 152 х 244,4 см, Коллекция Wellcome
Джон Гильярд Глиндони, «Джон Ди проводит эксперимент перед королевой Елизаветой», до 1913, холст, масло, 152 х 244,4 см, Коллекция Wellcome

Страсть императрицы к эксклюзивным нарядам, которых у нее насчитывалось более трех тысяч, была хорошо известна. Элизабет Талбот (Бесс Хардвик) решила использовать ее, чтобы снискать расположение царственной особы. Графиня Шрусбери считалась богатейшей женщиной Англии, успешной предпринимательницей и щедрым покровителем архитектуры. Преследуя практические интересы, она искала дружбы с Елизаветой и собственноручно вышила нижнюю юбку для королевского наряда. Благодаря мастерству Хиллиарда, дизайнерский шедевр сохранился на полотне и выделил портрет из череды многих, запечатлевших королеву.

Изображения на ткани – это удивительный по мастерству выполнения «Атлас живой природы», причудливое соседство птиц, диковинных морских чудовищ, насекомых, рыб и «сухопутных» животных. Свое «признание в любви» к королевской особе Бесс Хардвик выразила «языком цветов». Белые ирисы, красные и желтые лилии, розовые маргаритки и синие фиалки, рассыпанные на белом атласе, рассказывали о чистоте помыслов, признании совершенства «Королевы любви и красоты» и нежных чувствах графини Шрусбери к своему идеалу.

Удивительный портрет более четырех столетий хранится в Хардвик-холле, лишь изредка покидая его ради выставок в музеях мира.

Автор: Живопись. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться