Найти тему

Освещение автомобильной дороги в населенном пункте

Оглавление

Мы часто продаем наши консольные светильники для организации уличной подсветки. В этой статье расскажем, как один из наших постоянных клиентов (за 2 года приобрел уже 500 светильников) осветил участок автодороги в Брянской области и какие тонкости пришлось учитывать.

Какая стояла задача по подбору освещения для автодороги

Наш клиент — это монтажная организация в городе Брянске, которая плотно сотрудничает с разными компаниями и государственными ведомствами в области освещения. Обычно они работают с освещением небольших улиц и зон, но в этом случае заказ был крупный: нужно были осветить 1,3 км реконструированной автотрассы в поселке Погар.

Автотрасса располагается между населенными пунктами Почеп и Погар
Автотрасса располагается между населенными пунктами Почеп и Погар

Конечным заказчиком выступило «Управление автомобильных дорог Брянской области»: оно поставило ТЗ на закупку 43 светильников и последующий монтаж освещения. После этого монтажная организация обратилась к нам. В процессе обсуждения решили, что остановимся на светильниках серии ТЕРРА — обычно их и приобретает заказчик уже 2 года. На это есть несколько причин:

  • Высокий класс пылевлагозащиты, что очень важно для эксплуатирующихся на улице светильников;
  • Разные варианты монтажа позволяют закрепить освещение в любом положении — для этого в ассортименте есть кронштейнов;
  • Металлический корпус нужен, чтобы отводить тепловую энергию, выделяемую мощными светодиодами в процессе работы;
  • Высокая светоотдача, благодаря чему происходит экономия электроэнергии: при той же силе светопотока светильники потребляют меньшую мощность;
  • Расширенный срок гарантии 5 лет.
Внешний вид светильника ТЕРРА в металлическом корпусе
Внешний вид светильника ТЕРРА в металлическом корпусе

Что важно было учесть при выборе светильников уличного освещения

Участок автодороги проходит в населенном пункте, поэтому важно было соблюсти все нормативные требования для безопасности как водителей, так и прохожих. При составлении технического задания ориентировались на документ ГОСТ Р 58107.1—2018. Согласно нему, для дороги категории IA (самая высокая по ГОСТ 33382—2015) требуется освещенность не менее 20 лк.

Из таблицы можно узнать, каким критеряем соответствуют разные категории дорог
Из таблицы можно узнать, каким критеряем соответствуют разные категории дорог

По расчетам получилось, что потребуется светильник мощностью 80 Вт и световым потоком не ниже 14 000 люмен. Однако в линейке светильников ТЕРРА стандартно есть модель на 100 Вт и световым потоком 18 000 люмен. Специально под требования технического задания мы переработали схемотехнику под мощность 80 Вт и светопоток 14 400 люмен — это устроило и монтажную организацию, и государственное ведомство.

Однако наш заказчик учел еще определенные нюансы, исходя из его опыта монтажа уличного освещения:

Кривая силы света (КСС). Обычно угол раскрытия луча светильника составляет 120 градусов. Однако под требования заказчика можно установить линзованную оптику — это позволить создать более широкий угол, что важно для освещения улиц. Под эту задачу заложили угол 150 градусов — так называемая «широкая КСС» по ГОСТ Р 54350-2015. За счет применения доработанной оптики луч света дополнительно имел наибольшую силу светопотока по бокам — так называемая «боковая экваториальная КСС».

Рекомендуется при монтаже уличного освещения закладывать линзованную оптику
Рекомендуется при монтаже уличного освещения закладывать линзованную оптику

Крепление. Обычно монтаж осуществляется на кронштейн, не позволяющий изменить положение светильника и направить его в нужную зону. Специально под эту задачу заложили поворотный кронштейн для консольных светильников. Он позволяет направить освещение так, чтобы на дороге не было областей с недостаточной освещенностью.

Выставить положение можно с определенным шагом, как видно из рисунка
Выставить положение можно с определенным шагом, как видно из рисунка

Степень защиты. Для повышенной надежности заказчик попросил изготовить светильники с IP67, хотя в ТЗ был указан более низкий IP65. По опыту, большая защита для уличного освещения оправдана — это существенно увеличивает срок службы светильника.

Цветовая температура 5000 К — нейтральный белый цвет, который лучше всего помогает автомобилистами концентрироваться на дороге во время движения.

После согласования нюансов, составления договора и предоплаты приступили к производству партии из 43 светильников. Вместе с отгрузкой весь процесс занял 2 недели.

Итог освещения дороги в населенном пункте

После получения светильников заказчик произвел монтаж очень оперативно — с 10 по 12 июня 2023, как раз на длинных выходных по случаю Дня России.

На фотографии заказчик только закончил монтаж освещения днем
На фотографии заказчик только закончил монтаж освещения днем
А вот как выглядит релультат в темное время суток — теперь на улицах поселка стало светлее и безопаснее
А вот как выглядит релультат в темное время суток — теперь на улицах поселка стало светлее и безопаснее

На примере организации подсветки автодороги в населенном пункте Погар, вот какие есть рекомендации к выбору светильников:

  • Закладывайте поворотные монтажные кронштейны — это позволит выставить оптимальный угол освещения.
  • Попросите изготовить светильники с повыешенным классом защиты IP67 — цена увеличится, но это точно получится дешевле, чем покупать новый светильник.
  • Уточните, что вам обязательно требуется «широкая» и «боковая» КСС с углом не меньше 135 градусов — это важно, чтобы свет охватывал как можно большую площадь дорожного покрытия.