Из воспоминаний Сергей Лобыцина 74-75 гг. глава 1.
Я призван в СА в ноябре 73го, в учебку связи в Чите, в Антипихе. С мая 74го по ноябрь 75го служил во взводе связи 639го ОРБ 41МСБ 39А в Сайн-Шанде. Учебка, это как бы формирование личности солдата. Карантин на полгода. Выходили оттуда правда с лицом зеленым, но с решимостью служить дальше как надо. Вот этого то не отнимешь.
Я четко помню день когда я оказался в 639 ОРБ. С учебки мы ехали эшелоном в Монголию. В вагоне в котором мы ехали, после Чойера почти никого не осталось. Я валялся в гордом одиночестве и пялился на эту Гоби, в конце вагона ещё трое парней ехало, с эмблемками танков и больше никого. Перед Сайн-Шандом я пересел к этим парням, поболтали. Вышли из вагона все четверо, у нас спросили номер команды, мы все оказались с одной команды. Офицер дал команду грузится в кузов ГАЗ-66, там сидел ещё один сержант и мы поехали. Спросили у сержанта куда едем, он сказал что в разведбат. Было это 9го мая. Когда мы приехали в батальон, закончилось перед этим построение батальона на плацу и после этого бойцы все сидели в клубе, нас 4х привели в штаб, офицервы были все в парадках. Комбат Натаров распределил парней по ротам, меня взялся проверить на морзянку молодой лейтенант и после этого меня отправили во взвод связи.
В мое время командиром батальона был классный офицер майор Натаров от нас, в августе 75го он подполковником уехал служить в Белоруссию. В батальоне небыло танковых рот. 1 и 2 роты глубинной разведки были на БРДМ-2, 3я рота ГГР , любимая рота нашего комбата, была мотоциклетной ротой. 4 рота - рота радиотехнической разведки. Далее мой взвод связи и хозвзвод. Рядом стоял саперный батальон и через плац танковый полк. Наше расположение было в городке танкового полка. Напротив городка достраивался бассейн и напротив городка ДОС был гарнизонный Дом офицеров. Рядом с городком танкового полка стоял городок артполка. Служба в ОРБ замечательное время, мы тогда стояли на таком стреме ибо сегодняшние наши "друзья" были тогда как бы и не друзья совсем.
Ну про то как "Солдат спит, служба идет" думаю не диспут.
Я тут припомнил как майора разведчики , летом 75го, умыкнули. Тактика дела была такая. Нач. разведки дивизии поставил такую задачу на учениях батальону. "Языка" добыть. Вышло 2 ГГР.
Одна проникающая другая отвлекающая, я со второй был. Группы вышли на исходные точки км в 1.5 друг от друга. Первая, отсидевшись часика полтора, а находилась она в полукилометре от "Усл. противника", приступила к делу.
Один мотоцикл, не заводя, четверо ребят прокатили еще метров 250-300 вперед, в ложбиночку какую то. Оставив мотик, двинулись дальше в спящее царство. часовые разморенные. Добрались до палатки, немного и ждали .
Майор вышел как они его скрутили это бы их спросить, но чистенько получилось. Какие звуки он издал, никто не услышал. Уташили до мотика, в каляску запихали и опять мотик не заводя, вместе с майором, обратно. Добрались до точки, нам сигнал по радио, три цифры, "все в норме, отходим".
Мы первые заводим мотоцикл, наблюдение ведем. По задумке, если бы обнаружили похищенного искать бросились бы. Задачей 2ой ГГР: Надо было в ложном направлении звук работающего мотоцикла создать, погоню так сказать на себя отвлечь. Мотоциклы то только в разведке были и при этом только в нашем батальоне, и это все знали.
Но увы, даже скучно получилось, майор этот видать никому не понадобился кроме нас. Мы завелись, никто внимания не обратил. Первая ГГР, завелась, ее то же никто ну хватился. Спокойненько, без света, укатили обратною
Мужики, когда майора крутили, про одну вещь забыли, вспомнили только тогда, когда его в мотик пихали. Надо было ему сразу на ухо шепнуть что его разведчики условного противника "языком" забирают, чтоб не подумал что китайцы воруют. Это то было с небольшим опозданием сделано. Но на оценку батальону такой фактор не повлиял. "Отлично!" как всегда!
Интересная вещь. Банка сгущенки стоила столько же как стержень от шариковой ручки, 2 тугра. Мать, зная это, в письмо мне вкладывала стержень, и всегда доходили письма с этим вложением. Контрабандой значит!
С фотографированием у нас было туго. Любые фото принадлежности обнаруженные замполитом Мальчусом, изымались навечно. Он замордовал батальон своими обысками, и даже Натаров ему в этом не препятствовал. Не лез в его дела, но и в свои его не пускал, мы чувствовали это. В лагерях разведческих или на учениях мы замполита не видели. А вот на "зимних квартирах", так свои казармы величали, он доставал всех. От него прятали и подпольно изготовленные фотографии.
Расскажу ка я про нашего водителя БТР-60ПУ Ивана Неверова, Тулунского парня. С Иваном мы были с одного призыва. Но пока я в учебке был Иван уже во взводе связи нашего батальона служил и побывать успел на губе по случаю своего кулинарного исскуства в изготовлении бражки.
Был Иван личным врагом замполита, капитана Мальчуса и любимцем зам.потеха капитана ( а вот вспомнить фамилию этого замечательного офицера не могу). Иван был дока в автомобилях, и прекрасным ремонтником. Зам.потех его ценил очень.
Но вот в политической подготовке Иван был совершенно растерян. На карте Украину он ищет где то в Америке, где уж ему показать страны участники какого то НАТО.
После учебки я стал командиром развалюхи БРДМ РУ. Правда ездила она нормально а вот станция на ней ну, по меркам радистов, несолидная. Да и списания она ждала, мечтала на металлолом уити.
Приближаются мои первые разведческие лагеря. Назавтра рано поутру выезжает батальон в поле. Лето, июнь месяц жаркий.
Подходит ко мне Иван, дело в парке было, и говорит: "Давай я у тебя в водомете БРДМки, под поликом, канистрочку спрячу!". "Пряч, говорю но не дай бог если ее кто из офицеров найдет !" Иван дело быстро провернул и удалился.
Мы уже в лагерях. Техника в линеечку выстроилась. Р-125я, в кунге которой комбат Натаров поселился, в 5ти метрах от нее мой БРДМ стоит.
Я сижу в машине и накручиваю приемничек, телефоны (наушники) напялил, музыку слушаю. Иван ко мне заглядывает и говорит. " Дай лопатку!" Я подал ему лопату. Он ,рядом, вырыл ямку и мне говорит. "Давай канистру" Я достал из подполика канистру и воровато оглядываясь ему ее подал. Он ее быстро в ямку и стал засыпать землей. А я увидел как из кунга вышел майор Натаров. Вышел и стоит рядом, курит.
И тут как хлопнет что то....!!! И из под земли гейзер метра на 2 высотой и с таким характерным душком!!! Иван быстро быстро лопатой заработал, да ,куда там! Не заткнуть эту прорву пока сама не уймется! Натаров смотрит на нас. А потом пальцем подзывает: "Ко мне!" значит. Подбежали, вытянулись! Он так внимательно и долго посмотрел на нас и сказал: "Неверов! Еще раз! и от меня ГУБУ схлопочешь!" А мне- А ты, мл. сержант не стого службу у нас начинаеш! И обоим! "Кругом! Марш!"
Мне этого было достаточно! Я чуть со стыда не сгорел! Иван же неугомонный малый, изощрялся в поисках тайников искусно и больше не попадался.
Через год, уже дембельским летом. Мы, в парке, выполняли регламентные работы на станциях перед очень большими, не помню какими , учениями.
Я сидел в кунге моей Р-118БМ-3, блоки передатчика были вынуты, контакты вычещины, непомню что делал. Что то чистил или проверял. Раза 2-3 ко мне заглядывал Иван.
И вот мы в поле, команда развернуть Р-118ю и будем держать связь. Я в кунге, напялил телефоны, готов включать питание и тут врывается Иван и мне: " Выташи этот блок!" Я- "Зачем?". "Там канистра с брагой?" Я кажется позеленел от страха, вмиг открутил четыре винта, выдернул блок, и за ним КАНИСТРА!!!
"Убью!!!" прошипел я (и наверное готов и вправду был это сделать) Иван выдернул канистру и бегом из кунга, а я быстро вставлять блок на место и дальше делать то что надо но меня аж всего колотила нервная дрож.
Иван скрывался от меня потом неделю!
Я до сих пор вспоминаю этот случай! А еслиб она рванула там? В кунге то душновато да и маршем шли немаленьким, сами протряслись как следует! А если бы при работающем передатчике?! Там киловаттная мощность!
И все таки Ваньку вспоминаю как замечательнейщего парня! Положится на него можно было бы во всем!
А бражку то пили все вместе, тайком и по ночам!
Продолжение воспоминаний службы будет в следующей статье после 1 августа, кому понравилось подписываемся на канал.