Решилась начать цикл обзоров на наиболее заметные книги, посвящённые воспитанию и дрессировке собак. Буду периодически, по мере прочтения, рассказывать об авторах и их взглядах на собаководство.
Начну из относительного "далека". В 1911 увидело свет третье издание "Руководства дрессировки полицейских и военных собак" - это была, пожалуй, первая попытка сделать служебное собаководство, на территории нашей страны, эффективным инструментом работы силовых служб.
Автор, активный член "Российского Общества поощрения применения собак к полицейской и сторожевой службе», был весьма впечатлён тем, как поставлена подготовка собак в Англии и Германии. Германский опыт он взял за основу, будучи убеждён, что отсутствие системного подхода к воспитанию служебной собаки, кустарщина, весьма ограничивают возможность применения четвероногих, не позволяют полностью раскрыть их потенциал.
Вместе с опытом, из Германии были привезены и собаки - немецкие овчарки. Выбор этой породы Лебедев не объясняет, но мне он кажется очевидным - немецкая овчарка не только прекрасно подходила для службы, но и имела физиологию, позволявшую сохранять работоспособность в суровых условиях российского климата.
После довольно развёрнутого вступления, где перечислялись успехи Общества по подготовке дрессировщиков и собак для несения службы в полиции и армии, автор переходит к практическому аспекту подготовки. И первым делом - разделяет воспитание и дрессировку. Должна отметить, что сейчас далеко не все видят разницу между двумя этими процессами, ставя между ними знак равенства.
В книге более чем столетней давности мы обнаруживаем отчётливое понимание, что начало дрессировки связано с необходимостью достижения собаки определённой физической и психической зрелости.
- "До 6-месячного возраста собаку нельзя считать ответственной за свои поступки, так как она до этого времени ещё лишком глупа, чтобы понять, что ей позволено, что она должна, что ей нельзя и почему нельзя делать. Поэтому до достижения 6-месячного возраста собаку никогда нельзя наказывать. Безусловного послушания нельзя требовать от молодой собаки; кто делает подобную ошибку, тот рискует испортить её ещё до дрессировки".
Как это непохоже на модные нынче установки на начало дрессуры, да ещë и с применением аверсива, едва ли не сразу после отнятия щенка от материнского соска! А с другой стороны, современные знания о психологии собаки говорят о том, что воспитательные меры в то время изрядно запаздывали. Хотя, со следующим согласятся и современные зоопсихологи:
- Воспитательные упражнения надо начинать осторожно и лишь постепенно и медленно подвигаться вперёд. Всё время надо внимательно следить за собакой, обращаться с ней любовно и снисходительно и стараться изо дня в день всё более уяснять себе особенности её характера. Поспешность в деле воспитания очень вредна; следует всегда иметь это ввиду и никогда не продолжать упражнение до тех пор, пока оно утомит собаку. Кто на это правило не обратит должного внимания, тот может уже при воспитании испортить собаку и сделать её негодной для дальнейшей дрессировки.
Кстати, об аверсиве. Шипастый ошейник уже тогда был в ходу.
Вот только у его применения были оговорки.
- "Если собака очень нежная, то надо употреблять дрессировочный ошейник без шипов"
Вообще, по современным меркам, многое в обращении с собакой, рекомендуемое в Руководстве, выглядит весьма жëстким - тут и стрельба дробью из рогатки, для приучения к тишине, и тот же ошейник с шипами, и техники его использования. Однако, упор на своевременность начала дрессировочной работы и предварительная выработка привязанности, и доверия к дрессировщику, во многом нивелируют жëсткость методов.
К дрессировщику тоже есть наставления:
- "1. Раньше чем браться за дрессировку собаки, надо в самом себе воспитать строгое самообладание, чтобы проявлением собственного нетерпения или раздражительности не испортить в течение одной минуты всё то, чего удалось достичь неделями упорного труда.
2. Прежде чем приступить к дрессировке собаки, учитель должен познакомиться с историей физического и нравственного развития собаки вообще, в особенности же с историей развития данной породы".
Как один из ведущих лейтмотивов - достаточная зрелость собаки, еë индивидуальные особенности, еë готовность обучению.
И, конечно, Василий Лебедев не уклонился от вопроса применения наказаний.
- "Кнутом, палкой и розгой можно воспитать лишь раба, покорного, когда он на глазах у хозяина, но такими средствами невозможно воспитать добросовестного, радостно исполняющего приказания товарища, который разделяет все опасности своего хозяина и, в случае надобности, отдаст за него свою жизнь. Поэтому наказывать нужно любя, не бить, а лишь слегка похлопать концом хлыста, легко потрепать за уши, не кричать – а пожурить недовольным тоном – вот единственно целесообразные наказания молодой собаки"
Такой вот подход, имеющий очень чëткие признаки прикладной, практической работы, но и с сильным стремлением осмыслить психологию собаки, еë видовые особенности.
Надеюсь, по мере дальнейшего чтения Руководства, мне захочется поделиться с вами и другими выдержками. А закончив чтение, надеюсь сделать анализ пунктов, совпадающих с современными знаниями о психике собаки и противоречащих им.