Найти тему
Большой Меломанский

Астра, Астра 2, Астра 4 - как формировался знаменитый бренд в ламповые времена

Всем привет! С вами Дядя Джек!

Что-то странное у меня на канале творится. Я прям в шоке.

Какой раз пытаюсь начать цикл статей про технику. Хочу структурировать историю развития электроники. И теряю мотивацию.

Статьи проваливаются. Причем резко и жестко. Я не знаю почему.

Но я так с усилителями однажды попал. А тут вот хочу с магнитофонами разобраться. А история такая же. Провал на провале. Уже 2 аппарата провалились так, словно их и не было вообще на канале.

Я в шоке. Я конечно продолжу. Но если так дело пойдет, придется ретироваться с затеями.

***
В общем сегодня у нас 3 магнитофона разом с легендарным именем Астра.

Помните как 110я Астра легендарно выступала? Она прописывала любую ленту. В любом состоянии износа. Даже если та уже вся прозрачная. Она все равно и на прозрачную пленку писала!!!

А тут вот первые 3 магнитофона из этой линейки.

Еще ламповые.

1. Астра

источник фото http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_lamp/astra_mg.html

-2

источник фото http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_lamp/astra_mg.html

Выпускали его с 1960го года.

У него 2 скорости ленты. На 9 и на 4.

У него выбор режимов кнопками по бокам от движка выбора скорости.

Катушки тут номер 13.

30 минут в одну сторону на 9й скорости.

Да плюс говорят лента тогда толше была. Вот и вышло, что на целый размер больше для такой продолжительности.

Частотный диапазон на 9й 100 - 6 КГц, на 4й - 100 - 3 КГц.

Уж не знаю, что можно на 4й скорости записывать. Только разговоры и то исключительно для секретарши чего надиктовывать.

По схеме тут выпрямитель на ламповых диодах. В одной колбе двойной диод.

Т.е. выпрямитель полупериодный. С пульсациями.

Дальше схема на пентоде.

Один пентод на входе с головки. Дальше регулятор громкости. Дальше еще один пентод для раскачки амплитуды, и еще один пентод в однотактном режиме. Причем как я понял с ООС по антидинатронной сетке, которая с этой же многовыводной обмотки запитана.

На звук я к сожалению его не слышал.

А вот следующую модель... Вот ее слышал.

2. Астра 2

-3

источник фото http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_lamp/astra2.html

Год 1962й.

Тут уже и катушки номер 15.

И выбор режимов работы по виниловому.

Поворотная ручка выбирает режимы перемоток, стоп, и пауза.

А чтобы запустить воспроизведение нужно еще рычажок в режиме пауза передвинуть.

Скоростей так же 2.

Но частотный диапазон значительно шире.

50 - 5 КГц на 4й. И 50 - 10 КГц на 9й.

Схема тут кардинально другая.

Тут уже по питанию диодный мост. Т.е. двух полупериодный. И при том диоды уже не ламповые, а германиевые. Или кремниевые. Я тут до конца подробности не в курсе.

Усиление с головки делает двойной триод. В одной лампе 2 триода.

Дальше снова двойной триод. Только одна его половинка усиливает сигнал, а вторая генератор подмагничивания.

Уж не знаю как там с наводками.

Но дальше тот же пентод в однотакте.

При этом штатно к магнитофону положена внешняя АС, помимо встроенных динамиков. На нее баса должно быть больше. Там динамики крупнее. И их больше.

На звук тут все шикарно. По крайней мере на 9й скорости.

Звучание яркое, теплое, певучее, прозрачное. По верхам проблем нет. Даже есть приятная рассыпчатость.

В общем шикарный звук!!!

Я прям заслушался.

3. Астра 4.

-4

источник фото http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_lamp/astra4.html

Год 1966й.

А это ведь не простая эпоха в мире дизайна.

Это ведь все эти Баухаус, Вхутеин и Вхутемас. Причем первый - это Немецкий институт дизайна. А вот 2 других - это в СССР.

В общем тачки из тех времен - это ведь эпоха второго рестайлинга Копейки.

А потому дизайны тут забористые.

И этот магнитофон не исключение. Он из этой эпохи и ему тоже перепало внешнего вида!!!

Стремление к выразительности прямых линий тут на лицо!!!

Управление тут такое же, как на второй версии. Виниловый режим.

Скорости ленты те же. 4 и 9.

А вот частоты еще интереснее.

63 - 6300 Гц. Это как бы ладно.

А вот 63 - 12 500 Гц.

Вот это уже интересно!!!

При этом есть и коэффициент детонации в 0.2%.

В целом все интересно!!!

По схеме диодный мост по питанию. Дальше куча фильтров его.

На входе с головки пентод.

Дальше двойной триод, в ООС которого, с первой половинки на вторую, реализованы цепи коррекции АЧХ. Причем цепи РЦ. Не РЛ.

Правда тут уже повод насторожиться. Знающие люди говорят, что хорошего звука при детонации в 0.2% при такой схеме не жди. Тут РЛ нужно. А они вот - РЦ.

Но давайте дальше. Там дальше двойной триод. Половинка на усиление амплитуды, и половника на подмагничивание.

Ну и дальше пентод в однотакте. Только обмотка теперь 2х выводная. И питание на антидинатронную сетку приходит напрямую. Хотя схема так нарисована, что всматриваться пришлось.

В общем, хоть тут и 3 динамика в корпусе.

А вот на звук стало хуже. Причем по всем параметрам.

Как-то вот так вышло, что объем ушел. Верх стал просто верх. Прозрачность тоже сдулась. Яркость убавилась. Певучесть тоже на спад пошла.

С одной стороны параметры лучше. С другой вроде как и достоверность звучания выше стала.

А вот на звук... Вот как-то вот так. Сдулся звук. Хотя схема на лампах.

Как оказалась и лампа лампе рознь.

Даже как-то обидно. Такой дизайн, такие параметры в документах.

И вроде звучит хорошо. Но как-то вот не живой.

Такое вот приключение вышло.

Продолжение следует!!!

Спасибо, что вы со мной!!!

***

-5

фото коллаж из фото в статье