Найти тему
Александр Дедушка

Как, по словам св. Серафима Саровского, не растерять все полученное до 35 лет? А если растерял?

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

Тридцать пять лет – это в среднем половина жизни. После этого периода жизнь уже идет под уклон и важно не растерять то, что было накоплено в ее первый период.

Разумеется, речь идет не о материальных ценностях.

Казалось бы, имеются в виду духовные ценности. Но батюшка Серафим даже не их имеет в виду, когда говорит о возможности лишения чего-то хорошего, что было в юности.

Прислушаемся:

«Лет до тридцати пяти, т.е. до преполовения земной жизни, велик подвиг человеку в сохранении себя, и многие в сии лета не устаивают в добродетели, но совращаются с правого пути к собственным пожеланиям, как о сем св. Василий Великий свидетельствует: многие собрали в юности, но посреде жития бывши, восставшим на них искушениям от духов лукавствия, не стерпели волнения и всего того лишились».

А ведь как все точно! Вот и святой Василий Великий это подтверждает.

Юность – пора чистоты и подъема, пора высоких помыслов и самоотверженных намерений.

Но посмотришь на человека после 35-ти лет – и куда все делось? В какой песок ушло? Уже как будто и человек совсем другой – где вся его юная чистота и высота помыслов?

У Гончарова, кстати, в его «Обыкновенной истории» хорошо показан процесс «опошления» этой высокой юности.

Да – «подвиг сохранения себя» действительно велик, и немногие только единицы из людей совершают этот подвиг.

Чистота детства и юности – это как бы великий дар, который Бог дает каждому человеку с тем, чтобы он его сохранил в пору зрелости. Но – увы! – практически никто не в силах сохранить этот дар и с удручающей предопределенностью его теряет.

А почему? Ответ – уже прозвучал у батюшка Серафима: «совращаются с правого пути к собственным пожеланиям».

Вот он – корень всех бед, начиная с Адама и Евы! – собственные пожелания.

Люди как какие-то заведенные роботы с заложенной в них одной и той же роковой программой повторяют путь первых людей – уходят с правого пути на путь собственных пожеланий.

А ведь эти собственные пожелания только субъективно нам кажутся «своими». На самом деле они внушены нам, по словам св. Василия Великого, «духами лукавствия». Они каждому из нас найдут свою собственную приманку, которая вызовет в нас соответствующее собственное «пожелание».

И – все!.. Левая дорожка, уклон с правого пути тебе обеспечен.

Да – правый путь один, а вот собственных пожеланий и стоящих за ними бесовских искушений легион. У каждого – свое.

У кого – секс, у кого – власть, у кого – слава, у кого – деньги, у кого – гордыня, у кого – тщеславие, у кого – удовольствия, у кого – комфорт, у кого – манипуляции, у кого – игры, у кого – жадность…

Да мало ли!?.. Суть одна: уход с правого пути служения Богу в чистоте сердца – на нечистые и нечестивые пожелания.

Стоит только последовать им – и тут же с тобой начнутся те самые «превращения», после которых после 35 лет ты уже не узнаешь себя.

Станешь зловонной ямой всяческих непотребств, да и внешне – лучше не смотреть и не сравнивать с фотографиями юности. Другой человек. Да и на человека уже и не совсем-то похож(а).

Но что же делать? Сакраментальный русский вопрос.

Батюшка Серафим не оставляет нас в сознании, казалось бы, неизбежной безнадежности:

«А потому, чтоб не испытать такого превращения, надобно поставить себя как бы на мериле испытания и внимательного за собою наблюдения, по учению св. Исаака Сирина: Якоже на мериле приличествует извести коемуждо жительство свое».

И опять – в самую точку вместе с подключением опыта еще одного великого святого – Исаака Сирина.

Единственный способ сохранить всю дарованную чистоту детства и юности – постоянно держать себя на «мериле испытания».

А что может стать таким мерилом? Только – Слово Божие. Лучшего и более точного мерила просто не существует. И это в полном соответствие с самим Словом Божием:

«Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему». Пс. 118.9.

И такое хранение действительно станет подвигом. Труднейшим и мучительнейшим, каким и является настоящий подвиг. Но только так можно сохранить и не растерять после половины жизни все лучшее, что было в ее первой половине.

А что делать тем, кто уже растерял? Кто не смог совершить этот подвиг? Ведь таких из нас абсолютное большинство…

А то же самое. Вновь и вновь ставить себя на то же «мерило» Слова Божьего.

Только подвиг этот будет еще труднее. Даже не «еще», а «гораздо». Потому что сохранить легче, чем приобрести вновь.

Другого пути нет – но многие идут ли этим путем?

Если сохранивших себя после 35 лет практически нет, то что там говорить о тех, кто пытается вернуть утраченную чистоту. Посмотрите вокруг – и согласитесь.

Впрочем - что смотреть вокруг? На себя надо смотреть.

И если ты дорог сам себе, то и совершай подвиг своего собственного спасения и возвращения утраченной чистоты.

Ибо награда – вечная жизнь в Царстве Небесном – вполне адекватна этому подвигу и стоит его!