Иногда, когда у моей машины наступает время очередного техобслуживания, я еду в Пушкин, так как мой мастер живет именно там. И пока машина обслуживается, я люблю погулять по этому городку, выискивая что-нибудь интересное. Все-таки Пушкин, до революции носивший название Царского Села и бывший одной из основных императорских резиденций, хранит немало напоминаний о наиболее блестящем периоде своей истории. В том числе и в архитектуре.
Во время одной из таких прогулок я набрел на довольно необычное здание на углу Красносельского шоссе и Фуражного переулка. В нем расположена церковь, но составляет она лишь малую часть здания, тогда как остальная часть, выстроенная в стиле классической архитектуры 19 века, явно не похожа на постройку религиозного назначения и больше походит на закрытый конный манеж или что-то подобное. Да еще и рядом со зданием обнаружились полосатые караульные военные будки дореволюционного образца и трехдюймовая горная пушка времен Первой мировой войны.
Не самое распространенное сочетание объектов, да еще и, что немаловажно, аккуратно благоустроенная территория вокруг показались мне достаточным поводом, чтобы поинтересоваться историей этого места.
Выяснилось, что в дореволюционное время все строение принадлежало лейб-гвардии 2-му стрелковому Царскосельскому полку. Помимо полковой церкви здесь находились учебный зал и цейхгауз, то есть место для хранения военной амуниции. Поэтому и такая сложная композиция здания.
Лейб-гвардии 2-й стрелковый Царскосельский полк был одной из гвардейских частей Российской империи. Он был создан в 1856 году изначально как лейб-гвардии 2-й стрелковый батальон, а статус полка получил в 1910 году.
Полк (а ранее батальон) принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в Первой мировой войне 1914-1918 годов, а также в борьбе с Польским восстанием 1863-1864 годов. За исключением периода подавления восстания в Польше подразделение было расквартировано в Царском Селе. С начала 1870-х годов оно размещалось в зданиях провиантских магазинов недалеко от Орловских ворот Екатерининского парка.
Именно здесь, по соседству с казармами батальона, в 1889 годы было возведено каменное здание, где разместились учебный зал, цейхгауз и церковь для нужд подразделения.
В 1903-1904 годах здание было перестроено и расширено по инициативе командира батальона генерал-майора Сергея Кутепова. Перестройкой руководил архитектор Александр Успенский. Кстати, сын известного писателя Глеба Успенского. Новый каменный храм был освящен в Высочайшем присутствии 19 ноября 1904 года во имя Сергия Радонежского.
Гвардейский 2-й стрелковый полк был расформирован в 1918 году, а церковь закрыта в 1921 году.
В советские годы здание церкви и цейхгауза, пострадавшее к тому же впоследствии в период Великой Отечественной войны, было перестроено до неузнаваемости. До начала 2000-х годов оно находилось в на балансе Министерства транспорта, здесь были учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта и склад, а на втором этаже - кафе. Состояние здания к этому времени дошло до удручающего и предаварийного.
В 2009 году начались переговоры о его возвращении Русской православной церкви, которое окончательно произошло в 2012 году. Все мы знаем довольно неоднозначные истории последних лет, связанные с передачей церкви тех или иных объектов, но в случае с Сергиевский церковью в Пушкине это безусловно пошло на пользу зданию. Само здание к концу 2014 года было возвращено к изначальному виду и бережно отреставрировано, благоустроена была также и прилегающая территория.
Хочется отдельно отметить, что сейчас здесь действует не только церковь, но и музейная экспозиция, посвящённая истории дореволюционных гвардейских стрелковых полков, а также торговля фермерскими продуктами и кафе «Софийская усадьба».
Кафе, кстати, очень уютное, и там вкусно готовят. Ассортимент не самый большой, но готовится все из качественных продуктов с собственной фермы на очень достойном уровне. Я в общем-то человек далекий от религии и захожу иногда в Сергиевскую церковь главным образом ради этого кафе.
Но все же очень приятно, что этот уголок, так долго бывший забытым и никому не нужным, обрёл новую жизнь, причём дело не ограничилось только реставрацией церкви, как иногда бывает, но восстановлено было все здание целиком, заботливо облагорожен участок вокруг него, а сама территория после реставрации осталась открытой и доступной для всех. К сожалению, я почти не знаю таких прекрасных примеров реконструкции практически утраченных достопримечательностей, но даже один пример - это уже немало. Ведь он показывает, что можно не дожидаться, когда здание рухнет или сгорит, а потом сокрушаться о том, как такое могло произойти. Можно просто до этого не доводить.
М.С.
Если статья понравилась, подпишитесь и поставьте лайк! 😊