Половину фильма жена хлюпала носом, да и у меня, если честно, кошки скребли там, где им по должности и по тексту положено. Во время просмотра создалось устойчивое впечатление, что Мэтр прощается со зрителем посредством "Кунг фу жеребца". Наверное, не совсем, чтобы окончательно и бесповоротно уходит в тень с кинематографического поприща, ведь Великий Джеки - продюсер, сценарист, режиссёр, постановщик боевых сцен и им, скорее всего, останется. Но основная стезя ему более неподвластна на том уровне, который он в юности добровольно себе установил. Каскадёрство. Хоть есть ещё порох в пороховницах и старый конь борозды не портит, однако...Золотое время прошло. Сам Мастер через фильм с искренними слезами, текущими по щекам, объясняет своё решение. Причин закончить опасную деятельность несколько.
Первая и самая очевидная. Возраст. В следующем году Джеки отпразднует семидесятилетний юбилей. Он практически почётный дедушка кунг фу. Несмотря на отличную физическую форму, с годами не поспоришь. Что мы видели раньше? Неудачно выскочил с -цатого этажа или промахнулся мимо пролетающего вертолёта и упал - немного полежал на травке и пришёл в себя. А сейчас? Слишком высоко подпрыгнул на месте - ногу потянул. Даже Его не щадит суровый Хронос. Здоровья и сил не прибавляется. Хотя, тут очень бы хотелось. В виде исключения.
Вторая причина - появление компьютерных спецэффектов. Человеку при всём желании не тягаться с графикой. Покажи прыжок без страховки с верхушки Колеса Обозрения - зрители решат, что монтаж и подсуетился зелёный экран. Никто не ахнет от восторга и восхищаться мастерством каскадёра не станет.
Третья причина, вытекающая из второй - рискованные трюки вышли из моды. Здоровье их исполняющего стоит на первом месте. Всё, что можно и нельзя, заменяет фотошоп. И это правильно. Себя надо беречь. У Джеки, кажется, абсолютно отсутствует инстинкт самосохранения. Не надо так. В "Жеребце" при съёмках безобидной сцены он умудрился поранить руку о гвоздь, торчащий из стены. Ему просто нужно было по кирпичной кладке ладонью похлопать. Среди кирпичей метко обнаружился предательски торчащий гвоздь. Откуда он там!? Талант находить проблемы у Мастера, конечно, не отнять.
Так вот, фильм посвящён каскадёрам и дублёрам. А ближе к финальным титрам персонаж Джеки понимает, что его время прошло, и покидает съёмочную площадку. Что ж, красиво и символично. Добавим к этому общий драматический сюжет, печальный и где-то жалкий образ главного героя, постоянно блестящие от слёз его глаза. И то странное чувство от того, что перед тобой постаревший (из песни слов не выкинешь) Суперчеловек.
Изо всех сил не обращаешь внимания на некоторые нелогичности сюжета, на некоторых раздражающих персонажей, на откровенные чёрные дыры в повествовании. И тут вдруг всю камерность и ностальгичность обстановки рушит известие о выходе в прокат нового боевика про будущее - "Круче некуда" с кем в главной роли? Ага. С ним, родимым. А ещё планируется "Миф 2" про любовь. Планируется! Как зритель, я почувствовал смущение. Я тут, понимаешь, почти рыдаю, весь из себя переживаю за старину Джеки, попрощавшегося с профессией и тут - ннна!!! То ли обманули, то ли сам обманулся...Не знаю, но часть очарования "Жеребца" исчезла. Впечатление немного подпортилось, восторги притихли. А всё то, на что старательно закрывал глаза, вылезло наружу.
Сюжет. Прост и понятен, несмотря на провисы сценария. Одинокий пожилой каскадёр на пенсии живёт вместе со своим конём. Перебивается случайными заработками типа модных ныне фотосессий для желающих с ним и лошадкой. Однажды, на горизонте появляются лица, желающие забрать четвероногого напарника. Де, компания, владеющая им раньше, разорилась и её имущество, включая Огонька, переходит новому хозяину. Вот решение суда. Отдавай лошадь. Но персонаж Джеки категорически не хочет расставаться с животным, которое сам вырастил и воспитал и, более того, называет "сыном".
Он вспоминает, что где-то на просторах Китая живёт его дочь. Настоящая. Человеческая. И она - какое удачное совпадение - почти закончила учиться на адвоката. Быстренько разыскивает наследницу, просит о помощи. Однако, девушка не горит желанием видеть и тем более спасать папеньку, когда-то давно выбравшего работу, а не семью. Шесть лет его не было и тут вдруг прибежал. Ради коня, причём. Потом она, разумеется, соглашается и приводит к отцу своего жениха - настоящего адвоката с дипломом. Отсюда и начинается раскручивание сюжета. Джеки налаживает отношения с дочкой, находит работу. Адвокат же ищет способы отсудить Огонька назад.
Адвоката, кстати, играл Го Цилинь. Хорошо играл. Достойно смотрелся на фоне Мэтра. Про актёрские способности Джеки говорить и вовсе неудобно. Кто-то в них сомневается? Вот Лю Хаоцюнь впечатления не произвела. Сыграла и сыграла. Что логично. "Жеребец" явно задумывался как бенефис Джеки. Не зря же в него включены даже кадры с трюками из других его фильмов. Ранних.
Поскольку на первое место в фильме выведены каскадёры, то остальные линии повествования нещадно страдают от недосказанности или, возможно, от не очень удачного итогового монтажа. А попытка выставить Джеки хорошим папой, у которого обстоятельства так сложились и жизнь тяжёлая была, смотрится чересчур неестественно. К дочери тоже есть вопросы. Появившись рядом с отцом, она сразу взялась руководить им, указывать, как можно и нельзя общаться с лошадью, что носить из одежды, что говорить и где работать. Странная, в общем, девочка.
Драки в фильме присутствуют. Две из них - самые масштабные - узнаваемы по стилю. Фирменные постановки Джеки. Он по-прежнему использует необычные предметы, юмор и неожиданные решения. Съехать на кресле со второго этажа? Запросто. Превратить приставную деревянную лестницу в оружие? Да. Подраться вазой? Само собой. Я пересмотрел "бои" несколько раз. Действительно, захватывающе и ярко.
Словом, Джеки совсем не всё. Он ещё всем покажет. Но...кидайте в меня хоть тапки, я скажу, что уходить следует вовремя. Грустно видеть Великого Каскадёра в желании удержаться на коне, то есть, продолжать активную трюковую активность, когда уже не получается (пусть и в силу объективных причин) держать марку. Запомнись вечно молодым, бойким, нереально крутым, феерично выполняющим головокружительные финты отнюдь не ушами. "Камера, мотор - прыжок - больница" оставь другим.
Вдруг пришли на ум строчки из замечательной песни, и я понял, какую глупость написал выше...
...Каскадеры, каскадеpы
Мы у случая прекрасного в гостях
Каскадеры, каскадеpы
Ведь опасности нам, в общем-то пустяк
Это наша судьба
Мы не можем иначе...
Он не может иначе. А значит, нам придётся смотреть совместный американо-китайский проект про борьбу за природные ресурсы "Круче некуда".