Найти тему
Александр Дедушка

Почему, по св. Серафиму Саровскому, себя нужно терпеть, как других людей?

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

Какое терпим?.. Себя мы любим, даже обожаем. Но это пустые и глупые люди, те самые «плевелы», которые чаще всего кроме себя больше никого и не любят.

А что делать тем, кто хоть немного познал себя и понял, сколько мерзостей хранятся в нем. Хранятся и в «замороженном» виде как туши мамонтов в вечной мерзлоте, так и во вполне «размороженном» и тогда благоухают всею мощью своей гнили?..

Для этих людей батюшка Серафим говорит утешающие слова:

«Должно снисходить к душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не обленяться и непрестанно побуждать себя к лучшему».

Насколько же все здесь мудро!

К ближним же мы снисходим, понимая, что их нам не изменить не в силах. Значит, и к себе нужно снисходить.

Но чтобы к себе снисходить, нужно отделиться от самого себя, нужно посмотреть на себя со стороны, как на другого человека. И отнестись к нему, как к своему ближнему, которого, как известно, нужно любить как самого себя.

Мудрено? А почему нет?

Ты действительно сам себе не принадлежишь – ты принадлежишь Господу. Ты всего лишь у самого себя в управлении или даже в аренде.

Вот и относись к самому себе как к арендованной собственности. Со вниманием, заботой и снисхождением. Удерживаясь от безудержной эксплуатации чужой собственности. Ибо ее нужно будет вернуть, да еще и сделать отчет о методах и результатах пользования.

Однако же все это не повод, по словам батюшки Серафима, к обленению. Мол, раз я сам не свой, то и не мое дело.

Нет – тебе и дана эта «собственность», собственность своей собственной души, для ее улучшения и исправления. И именно в этом придется дать главный отчет после ее использования.

Поэтому – вперед, за дело! Но без фанатизма. Это как заросшее многолетними сорняками поле. За один год его от сорняков не избавить. Нужен долгий и многолетний кропотливый труд.

И в этом труде над собственной душой неизбежны неудачи и даже провалы. Слишком «запущенное поле», слишком много там выросло чертополоха и борщевика.

Не один раз ты будешь обжигаться и ужасаться. А то и отступать в бессилии.

Но только не впадать в уныние.

Батюшка Серафим продолжает свое поучение:

«Употребил ли ты пищи много или сделал другое что сродное слабости человеческой, не возмущайся сим, не прибавляй вреда ко вреду; но мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный по слову Апостола: Блажен не осуждай себя, о нем же искушается (Рим.14.22).

Да – не стоит прибавлять «вреда к вреду». Наше возмущение от самих себя сродне нервной истерике, которая только выплескивает бесполезно наружу силы и внутренне обессиливает нас.

Нет – нужно не возмущение, а мужество. Как солдату на поле боя. Там ведь и отступать приходится и раны получать. А потом долго лежать в госпитале, залечивая эти раны.

И тут уже никто тебя не упрекнет за излишнюю заботу о теле, о здоровье, о самом себе. Нужно быстрее восстановиться, чтобы снова вернуться на поле боя.

Аналогия вполне прямая. Поэтому батюшка Серафим продолжает:

«Тело, изможденное подвигами или болезнями, должно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая даже и времени. Иисус Христос, по воскрешении дочери Иаировой от смерти, тут же повелел дати ей ясти (Лук. 8.55).

Да – важно и здесь «не перегнуть палку».

Самопознание и борьба с самим собой нужны. Но нужна и мера терпения самого себя. Если объявить самому себе войну на уничтожение, то это будет, по меньшей мере, безрассудно.

И батюшка Серафим особо это подчеркивает:

«Если самовольно изнурим свое тело до того, что изнуриться и дух, то таковое удручение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели».

Что ж – кажется, батюшка Серафим показал нам ключ, с которым нужно подходить к самому себе.

«Лакмусовой бумажкой» в отношении к самому себе и борьбе с самим собой должен служить нам наш дух.

Если он бодр в этой борьбе – ты действуешь правильно, продолжай дальше. А вот если он «изнурился», впал в уныние – надо посмотреть, где совершилось «безрассудство».

Видимо, была совершена атака на то, то исправить невозможно или еще не пришло время, что нужно еще терпение, терпение, терпение…

Что ж – вернемся к главному тезису. Главное чем нужно запастись по отношению к самому себе – это терпение.

Не будем об этом забывать.