57K подписчиков

Поедет ли тепловоз на бензине? Что будет с тепловозом, если вместо солярки в топливные баки попадёт бензин?

8,3K прочитали

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Каких только вопросов не встретишь на просторах интернета, касающихся железных дорог. Вот один из них: «что будет, если в топливных бак тепловоза залить бензин, вместо штатного дизельного топлива».

Как известно, на тепловозе первичным источником механической энергии является дизельная установка. Эта механическая энергия далее будет преобразована в электрическую при помощи тягового генератора и подана на тяговые электродвигатели (электрическая передача). Дизельная установка - это тот же самый двигатель внутреннего сгорания, который стоит под капотом автомобиля.

Автор: Вадим М.
Автор: Вадим М.

Вот только мощность кратно больше. Если у мощных дизельных двигателей гражданских автомобилей мощность составляет порядка 500 - 700 лошадиных сил, а объём - 4-6 литров, то у дизеля 10Д100 (который устанавливался на тепловозы семейства ТЭ10) объём составляет 170,9 литров, при 10 цилиндрах, а мощность - 3000 лошадиных сил, что весьма внушительно. Правда, в отличие от автомобильного дизельного двигателя - 10Д100 является двухтактным.

10Д100 в количестве двух штук на платформе. Фото взято с просторов интернета
10Д100 в количестве двух штук на платформе. Фото взято с просторов интернета

Современные дизельные установки производства Коломенского завода, например 18-9ДГ для тепловозов 2ТЭ25КМ уже являются четырёхтактными. Ну а теперь вернемся к теме статьи.

Дизель-генератор 18-9ДГ. Фото взято с просторов интернета
Дизель-генератор 18-9ДГ. Фото взято с просторов интернета

Не будем вдаваться в подробности, каким образом в депо оказалось 5-6 тонн бензина для заправки (говоря правильно - экипировки) тепловоза. Предположим, что каким-то образом тепловоз всё таки был заправлен бензином.

Принципиальное отличие бензинового двигателя от дизельного

Стоит напомнить о том, чем дизельный двигатель отличается от бензинового. В бензиновом двигателе, топливо (бензин) подается через впускной клапан в цилиндр вместе с воздухом (окислителем). Смесь сначала сжимается, во время хода поршня наверх, а после воспламеняется от искры свечи зажигания, двигая поршень вниз (рабочий ход).

В дизельном же двигателе, в цилиндр сначала попадает воздух, который также сжимается при ходе поршня наверх, а после, в конце этого хода, впрыскивается солярка, которая самовоспламеняется от воздействия разогретого при сжатии воздуха, так как температура этого самого воздуха больше температуры самовоспламенения дизеля. Ну и уже после этого, по аналогии с бензиновым двигателем, происходит рабочий ход поршня.

Автор: Воздух Свободы
Автор: Воздух Свободы

Всё дело в том, что бензин противостоит самовоспламенению тем больше, чем выше его октановое число (92, 95, 98, 100). В итоге получится, что двигатель не сможет сжигать топливо в правильной последовательности. Если он, конечно, вообще запустится.

От такой неравномерной работы будут крайне быстро изнашиваться элементы кривошипно-шатунного механизма - поршни (а также их кольца), кривошипы (элементы коленчатого вала), шатуны, да и сами цилиндры, что очень быстро потребует капитального ремонта.

Автор: Kirsidor
Автор: Kirsidor

Капитальный ремонт дизельной установки тепловоза стоит в разы дороже, чем капитальный ремонт двигателя даже самого дорогого автомобиля. Помимо этого, будет испорчена также и топливная система - фильтры, насос и магистраль.

Пункт экипировки | Автор фото: Баландин Д.
Пункт экипировки | Автор фото: Баландин Д.

В целом, случайно залить бензин вместо дизеля, когда речь идёт о тепловозе - невозможно, так как в депо или в пункте экипировки просто нет бензина в таком количестве. Разве что экипировщик уж совсем приколист и специально принес литров так пятьдесят бензина с собой работу. Впрочем, такого любителя посмеяться очень быстро найдут и серьёзно накажут (вспоминаем про стоимость капитального ремонта дизеля).

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Каких только вопросов не встретишь на просторах интернета, касающихся железных дорог.-7