История началась десять лет назад. Тогда было решено строить Горно-обогатительный комбинат «Томинский». Находится он всего в тридцати киллометрах от города-миллионника Челябинска. В России, к сожалению, только и слышали, что «в Челябинске лучше торчать», и что живут тут только суровые уральские мужики, которые, если и носят кирзачи, то мозоли появляются на кирзачах.
Но оказалась, что челябинцы ещё и имеют активную гражданскую позицию, что в определённой степени удивило тех, кто стоит у руля власти.
В конце 2015 года в приёмную Президента Российской Федерации было направлено огромное количество писем с более чем 108 тыс. подписей челябинцев, возмущённых проектом строительства ГОКа. В результате, вопросы, связанные с протестным движением и строительством ГОКа, в 2016-2017 годах рассматривались на федеральном уровне, в частности, Президентом РФ, Советом безопасности, Советом по правам человека.
Все челябинцы не только следили за процессами, но и активно помогали активистам, которые организовались в движение «Стоп ГОК», ведущего свою деятельность в форме некоммерческой организации.
Было проведено множество общественных слушаний, судебных разбирательств, пикетов и митингов. Пожалуй, такого единения обычно разрозненных общественных организаций и разного рода движений да и отдельных граждан в истории Новой России в Челябинской области не было никогда.
Что же это дало?
АО «Русская медная компания» (владелец ГОКа) пришлось реагировать, и проект претерпел изменения. Например, отказались от обогащения руды выщелачиванием, при котором используется серная кислота, в пользу куда более чистого процесса флотации. Но главная революция связана с утилизацией хвостов (так в горном деле называют отходы обогащения полезных ископаемых, состоящие в основном из пустой породы): по первоначальному проекту ГОКа их предполагалось складировать в хвостохранилищах, то есть этаких отвалах высотой до 96 метров. Однако в процессе экологического торга с регионом приняли нестандартное решение — делать на основе хвостов закладочный материал и переправлять его в Коркинский разрез.
Сам комбинат находится на территории лесного массива, природа там исключительно красивая. Русские поля, берёзы и чистое небо над головой.
Ни заводов, ни труб, ни каких-либо вредных производств в Томино и близко не было, поэтому каждый, кто живёт вокруг этой территории, испытал шок, узнав, что на живописных местах будут расположены шлаковые отвалы. Челябинцам в принципе далеко ходить не надо. Буквально в 84 км от регионального центра располагается знаменитый своей жуткой экологией город Карабаш.
Природа в этом месте тоже когда-то была прекрасная. Антропогенные итоги же видите сами.
В общем и целом планы строить еще один экологически вредный комбинат около Челябинска отозвались у жителей болью в сердце. Вокруг города итак хватает комбинатов и заводов. В частности, известный ЧМК находится на территории города и выглядит вот так:
Вблизи Челябинска есть малоизвестный в остальной России Восточно-Уральский радиоактивный след, который образовался в результате аварии на ПО «Маяк» в 1957 году. Кстати, по шкале INES это авария – единственная за всю историю человечества получила значение "6". Фукусима и Чернобыль достигли уровня "7".
ПО «Маяк» функционирует и сегодня, там отрабатывают ядерное топливо, утилизируют отходы, в общем, работают. А ещё есть «Российский федеральный ядерный центр», расположенный в ЗАТО Снежинск. Основным направлением деятельности ВНИИТФ является разработка ядерных боеприпасов.
Короче говоря, экология для челябинцев – тема болезненная, да и что греха таить, нет-нет да накроет город едким запахом или из ниоткуда взявшимся туманом.
В отличие от всех остальных предприятий, которые строились ещё в СССР, «Томинский ГОК» начал своё рождение на глазах современных челябинцев и, пожалуй, стал этакой последней каплей терпения.
Итогом стали внесенные изменения в проект и вот такие картинки с предприятия «Томинский ГОК».
Впереди движущийся автомобиль поливает дорогу, чтобы не было пыли.
А это Коркинский разрез, который постоянно дымил, но в результате методики, предложенной «РМК», в нём образовался вот такой «бассейн».
Летом я провожу время на даче, которая находится в пяти километрах от «Томинского ГОКа». Всю округу исколесили с супругой на велосипедах. Никаких следов вреда экологии за территорией комбината не выявлено. Вся природа благоухает. Открытым остаётся вопрос о качестве водных ресурсов по соседству, в остальном видимого вреда экологии нет.
Вывод
Если народ взволнован и у него есть ясная позиция, это приводит к результатам. Нельзя сказать, что причина только в активной позиции граждан, необходимо отдать должное и промышленникам. В конце концов, «РМК» могли никак не реагировать на народные волнения и гнуть свою линию. Никто бы их за это, кроме народа, скорее всего, не осудил, но тут они поступили мудро, и это определённый прорыв в мышлении.
Есть около Челябинска менее масштабная история, это так называемый «карликановский карьер».
Ситуация дошла до Бастрыкина и было возбуждено уголовное дело. По всей видимости, тут владелец предприятия занял другую позицию.
В общем вывод такой, если все мы вне зависимости от классовой принадлежности будем вести себя как люди, то и жизнь будет значительно лучше. Челябинцам выражаю уважение за их активную гражданскую позицию, «РМК« заслуживают уважение за гибкость и готовность вкладывать в экологию, такое поведение бизнеса можно назвать социально ответственным.