Приход арт-хауса на массовый рынок обеспечили всего несколько киностудий. «А24» — как раз одна из них. В этом году она представила трагикомедию «Все страхи Бо», однако бояться предстоит не только главному герою по имени Бо, а ещё и зрителям, которые имели честь познакомиться с оскароносным, но весьма экстравагантным «Всё, везде и сразу» — главным хитом «А24».
Кружок гениев
Излюбленный критиками и фанатами инди-кино Ари Астер, снявший «Солнцестояние» и «Реинкарнацию», вынашивал идею создания проекта ещё с 2011 года. Именно тогда он выпустил фильм «Бо» — семиминутную короткометражку, которая уже имеет мало общего с нынешним трёхчасовым титаном.
Фильм не страдает от недостатка талантливых исполнителей. Например, мы можем встретить популярного комедийного актёра Нэйтана Лейна, или запомнившуюся своим выступлением в «Офисе» Эми Райан. Но, конечно же, главным лицом картины стал Хоакин Феникс, вновь полноценно погрузившийся в свой образ. Другим интересным дополнением стало приглашение актёров с театральным опытом, что придало фильму нужную долю гротеска.
Завязка сюжета
Бо Айзек Вассерман — человек со своеобразным восприятием мира, который боится даже лишний раз выйти из квартиры за продуктами. Но в этот раз его ждёт по-настоящему серьёзное испытание, а именно поездка домой на годовщину смерти отца. Чемодан собран, а билеты куплены, но всё идёт совершенно не по плану.
Мало того, что он почти проспал свой рейс, так ещё и умудрился потерять ключи от квартиры. А после неудобного разговора с мамой по телефону, ему нужно срочно принять таблетки, однако вода в доме предательски заканчивается, что приводит героя в настоящий ужас. Бо ещё даже не вышел из дома, но уже становится понятно, что путешествие домой обернётся неминуемой встречей с его самыми ужасными страхами.
Взгляд на мир глазами невротика
Всё вышеописанное и даже больше происходит в первые сорок минут фильма. За этот промежуток герой успевает не только потерять ключи, но и сбежать от кровожадного маньяка, а также сразиться с внезапным гостем в своей ванне. Такая богатая событийность умудрилась уместиться в достаточно камерном первом акте, где из локаций представлена только квартира Бо и неблагополучный жилой район.
Вообще, многочисленные события и всё окружение главного героя идеально отражают всю абсурдность его внутреннего мира, а зритель становится в нём изумлённым гостем. Встречающиеся персонажи, фотографии в квартире и даже рекламные билборды на улице тут показаны не просто так. Они становятся нашим пропуском в сознание Бо, элементами нелепых, но пугающих декораций, заботливо расставленных режиссёром.
Эта некая неправдоподобность отлично работает и на комедийную составляющую. В самом начале автор затуманивает рассудок зрителя лёгким повествованием, чтобы в дальнейшем сгустить все краски. И уже к началу второго акта у вас появится немало смешанных эмоций, вроде смеха, испуга или даже отвращения. Это добавляет фильму некой загадочности, несмотря на то, что изначальные условия ясны: мы находимся внутри разума нездорового человека.
Густые краски режиссёра
Для начала стоит отметить выдающуюся работу главной звезды. Несмотря на то, что остальные актёры заслуженно отработали свой гонорар, зритель, в первую очередь пришедший посмотреть именно на Хокина, будет в восторге. Буду солидарен с остальными цензорами, и скажу, что этот фильм стал настоящим моноспектаклем. Кстати, спектакль тут тоже будет.
Театральная постановка, в которую внезапно превращается фильм — это далеко не единственное оригинальное стилистическое решение. Не буду их спойлерить, разве что отмечу, что команда художников, постановщиков, да даже световиков упорно отрабатывает весь 35-миллионый бюджет. А сама работа с камерой заслуживает особой похвалы.
«Ничего не понял, но очень интересно» — именно так описывают проект большинство авторов в сети. Фильм действительно вызывает много вопросов, на которые он даёт не очень внятные ответы. Но в финале никто не придёт и не разложит вам всё по полочкам, как это обычно бывает. К тому же, во второй половине фильма мрачность повествования, как и ожидалось, набирает обороты, а динамика и легковесность отходят на второй план.
Проект вынуждает зрителей пораскинуть мозгами, раскопать причины всех переживаний и неудач главного героя, а также дать им свой собственный комментарий. Осложняется всё тем, что по мере развития сюжета, режиссёр позволяет себе всё больше выходок и всё чаще уходит от последовательного сюжета. Это лёгко может выбить вас из повествования и почувствовать, что проект становится затянутым.
Кино не для всех
Если вы ещё не определились, готовы ли вы начать просмотр, то помимо банального вопроса самим себе: «Готов ли я к трехчасовому инди-проекту?», я также могу посоветовать представить себе две чаши весов. На первой — безукоризненная игра Хоакина Феникса, добротный визуал и проработанность мира. На второй — запутанность сюжета, чрезмерный хронометраж и ряд не самых приятных сцен.
В конце отмечу, что для полного понимания фильма, его нужно переваривать ещё пару дней после просмотра, а особо усидчивым его следует посмотреть во второй раз, как советует сам режиссёр. Предложение, конечно, «заманчивое», а Ари Астер бесспорно талантливый автор с интересными идеями, но когда ему развязывают руки, его частенько заносит на поворотах. И как вы уже догадались, в этом проекте руки Астера получили небывалую свободу.