Найти тему
ВТБ Страна

Написал неофициальный гимн России и необычную оду Екатерине II: как Державин стал главным поэтом допушкинской эпохи

Оглавление

14 июля исполняется 280 лет со дня рождения Гавриила Державина. Разбираемся, как он стал классиком литературы уже при жизни.

Увидел в императрице простого человека

Владимир Боровиковский. «Портрет Гавриила Романовича Державина», 1811 год, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург © Public Domain
Владимир Боровиковский. «Портрет Гавриила Романовича Державина», 1811 год, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург © Public Domain
«В поэзии Державина бьется и пенится родник творчества, глубоко волнующего, напряженного и живого» (Владислав Ходасевич).

Державин написал посвященную Екатерине II оду «Фелица», когда ему было уже под 40 лет. Это произведение изменило его жизнь и русский литературный ландшафт. Державин стал поэтом номер один. Его государственная карьера тоже взмыла вверх. Державин был губернатором, личным секретарем императрицы, а уже после ее смерти — министром юстиции.

Дело не только в том, что ода понравилась Екатерине. Правителей воспевали и прежде, но делали это пафосно, по шаблонам. Ода была серьезным разговором о государстве и добродетелях правителя. Державин же впервые заговорил о личных качествах императрицы. Он отметил ее скромность («пища самая простая бывает за твоим столом»), великодушие (прощает даже «самым крокодилам») и легкий нрав («любезна и в делах, и в шутках»).

Державин в оде также позволил себе шутки. Например, он противопоставил Екатерине типичного придворного бездельника, который засыпает за чтением Библии, играет с женой в дурака и запивает вафли шампанским.

Ценил красоту простой жизни

Борис Кустодиев. «Омар и фазан», 1914 год, Астраханская картинная галерея, Астрахань © Public Domain
Борис Кустодиев. «Омар и фазан», 1914 год, Астраханская картинная галерея, Астрахань © Public Domain
«Поэзия Державина была жаркий летний полдень. Все сияло, все горело ярким блеском» (Петр Вяземский).

Державин опустил поэзию с неба на землю. Его предшественники в стихах предпочитали философствовать о возвышенном, а он целое стихотворение «Евгению. Жизнь Званская» посвятил описанию своего обычного дня: рассказывал, как кормил пшеницей голубей, спал днем, пил чай на берегу реки.

С особенным удовольствием и азартом Державин описывал еду. Никаких аллегорий и метафор — все максимально подробно и конкретно. Так, что сразу вспоминаешь живописные натюрморты и задумываешься о том, что пора перекусить:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь — икра, и с голубым пером
Там щука пестрая: прекрасны!

Первым в русской поэзии заговорил о личном

Владимир Боровиковский. «Портрет Дарьи Державиной, второй жены Гавриила Державина», 1813 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Владимир Боровиковский. «Портрет Дарьи Державиной, второй жены Гавриила Державина», 1813 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
«Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской» (Виссарион Белинский).

Державин был в числе первых русских литераторов, которые заговорили о личных чувствах. И сразу получилось хорошо — легко и без свойственных XVIII веку витиеватостей: «Ты лучше всех похвал, — тебя я обожаю». Эти строки Державин обращал к своей первой жене Екатерине. Их брак был счастливым, но финал получился драматичным: в 34 года Екатерина умерла от туберкулеза.

Смерть жены поэт переносил тяжело. И без стеснения зафиксировал свое душевное состояние на бумаге:

Роют псы землю, вкруг завывают,
Воет и ветер, воет и дом;
Мою милую не пробуждают;
Сердце мое сокрушает гром!


Державин горевал недолго — через полгода женился на Дарье Дьяковой, подруге своей первой жены. В стихах он описал, как покойная супруга явилась к нему во сне, просила не горевать и занять душу Дарьей. Возможно, Екатерина еще перед смертью подсказала мужу кандидатуру новой супруги: Дарья давно признавалась ей, что мечтает о таком супруге, как Гавриил Романович.

Но решение о браке с Державиным Дарья принимала сама. И сказать «да» ее убедили не стихи, а финансовые документы. Прежде чем согласиться, 28-летняя невеста тщательно изучала приходно-расходные книги 52-летнего жениха, которые тот покорно ей предоставил. После свадьбы Дарья взяла управление имениями мужа в свои руки и приумножила его состояние вдвое.

Написал неофициальный гимн России

Михаил Иванов. «Взятие Измаила русскими войсками под командованием генерал-аншефа А. В. Суворова 11 декабря 1790 года», 1791 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Михаил Иванов. «Взятие Измаила русскими войсками под командованием генерал-аншефа А. В. Суворова 11 декабря 1790 года», 1791 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

«О Державине можно сказать, что он певец величия. Всё у него величаво: величав образ Екатерины, величава Россия, озирающая себя в осьми морях своих; его полководцы — орлы» (Николай Гоголь).

В 1791 году Григорий Потёмкин устроил грандиозный праздник для Екатерины II: русская армия под руководством Суворова взяла недавно Измаил. Специально для бала написали торжественную музыку, а Державин сочинил к ней стихи, которые начинались со слов «Гром победы, раздавайся!». Песня прославляла успех Суворова и Екатерину II, в чье правление Россия прирастала территориями и шла от победы к победе.

Вскоре после премьеры композиция стала неофициальным гимном России. Пока Екатерина была на престоле, его исполняли на официальных церемониях. У новых правителей появились свои музыкальные символы, но на дворянских собраниях гимн Державина пели до 1917 года.

Повлиял на Пушкина

Илья Репин. «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», 1911 год, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург © Public Domain
Илья Репин. «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», 1911 год, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург © Public Domain
«Отчего у нас нет гениев и мало талантов? Во-первых, у нас Державин и Крылов, во-вторых, где же бывает много талантов» (Александр Пушкин).

На экзамене в лицее 15-летний Пушкин прочитал свое стихотворение «Воспоминания о Царском Селе». Он волновался, потому что в комиссии на правах патриарха русской поэзии заседал Державин. «Я не умер! Вот кто заменит меня!» — такой была оценка Державина, который бросился к юному гению с объятиями. «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил», — увековечит Пушкин этот момент в «Евгении Онегине».

Пушкин примет от Державина не только титул главного поэта, но и некоторые черты его стиля. Вслед за Державиным Пушкин с упоением будет описывать чувства, быт, досуг и, конечно, гастрономические удовольствия: «Еще бокалов жажда просит залить горячий жир котлет». Как и Державин, он будет вести разговоры на серьезные темы легко и весело. А в пушкинской повести «Дубровский» мелькнет тень Державина: Кирила Петрович Троекуров в моменты волнения насвистывает гимн «Гром победы, раздавайся!».

Державин будет влиять и на тех, кто придет вслед за Пушкиным. Известный советский поэт и сценарист Геннадий Шпаликов так объяснил, в чем состоит главный вклад Державина в русскую литературу:

Как блеск звезды, как дым костра,
Вошла ты в русский стих беспечно,
Шутя, играя и навечно,
О лёгкость, мудрости сестра.

К 280-летию Гавриила Державина Третьяковская галерея показывает три картины, которые редко покидают запасники. На них Державин предстает в разных образах: поэта с рукописью оды на столе, чиновника в государственном мундире и сурового русского, в шубе и меховой шапке, который не боится морозов. А Русский музей отреставрировал портрет Державина из собрания Иркутского художественного музея и организовал выставку, которая рассказывает, как ученым удалось установить имя автора полотна. Собрания российских музеев позволяют изучать историю не только живописи, но и других искусств. Банк ВТБ — давний партнер Третьяковки и Русского музея.