Найти тему
Палач

«Пищеблок 2» хуже первого сезона? В сериале слишком много «Очень странных дел»

Оглавление

Вампиры в СССР слегка потускнели.

С 8 июля на Кинопоиске начал выходить второй сезон «Пищеблока» – некогда экранизации вампирско-пионерского романа Алексея Иванова, а теперь чего-то почти самостоятельного. Первый заход «Пищеблока» был неровным, но интересным. Он сильно отличался от типичной для российских сериалов бытовухи, а качество первоисточника не давало истории упасть слишком низко.

-2

Второй сезон уже не может опираться на Иванова, потому что книжная история была рассказана в первом от начала и до конца. Пионер Валерка и вожатый Игорь как бы победили вампиров из лагеря «Буревестник», но заплатили за это гигантскую цену. Теперь нам рассказывают, что случилось спустя три года после этого. Получился ли новый сериал? И да и нет. Почему так? Сейчас расскажем.

Второй сезон сняли совсем другие люди

Первый сезон «Пищеблока» снимал один из немногих в России специалистов по хоррорам – Святослав Подгаевский. Вы знаете его, если видели хоть один из этих бесконечно средних ужастиков с двойным названием: «Пиковая дама. Черный обряд», «Русалка. Озеро мертвых» и «Яга. Кошмар темного леса». Творец он амбициозный, но ни один фильм Подгаевского нельзя всерьез рекомендовать как безоговорочно крутой проект.

-3

С «Пищеблоком» было так же. Все худшее в сериале происходило, когда Подгаевский пытался напугать зрителей графикой, а финальная битва так вообще была слабейшим местом первого сезона. Но зато у сериала были слог и задумка Алексея Иванова. Вампиры в СССР – не совсем вампиры, а защищают от солнца их символика с серпом и молотом и красные пионерские галстуки. Метафора несложная, но все равно хорошая, а пионерлагерь в качестве сеттинга давал «Пищеблоку» уникальную атмосферу.

-4

Во втором сезоне все поменялось. Режиссером стал Эдуард Бордуков, автор огромного количества спортивных драм. Но важнее, что основным сценаристом стал Сергей Калужанов, писавший для «Мажора», «Игры на выживание», «Детективного синдрома» и других заметных тайтлов. Казалось бы, правильный человек, чтобы спорное на уровне идеи продолжение «Пищеблока» стало хитом. Но!

-5

Калужанову нужно было и сохранить вайб старого «Пищеблока», и построить новый в условиях, когда нельзя заглянуть в первоисточник за подсказкой. Без пионерлагеря «Буревестник», но в атмосфере советского урбан-фэнтези. Получилось далеко не все. В первой серии «Пищеблок» буквально заваливает нас советскими образами: бюрократия, школьная строгость, комсомольцы, поездки на картошку и так далее. Но если не произносить ключевые слова, никакой советскости чувствоваться не будет. И это еще не самое худшее.

В «Пищеблоке 2» полно сценарных натяжек

Весь прикол пионерского лагеря в том, что дети туда приезжают из разных мест или хотя бы из разных школ. Сложно просто взять и напихать во второй сезон всех старых персонажей, кроме Игоря, Анастасийки и Валерки Лагунова, который теперь вампир-стратилат. Их присутствие в сюжете тоже наверняка потребовало закадровых усилий, но это хотя бы понятно.

-6

А когда в сюжет влетает Александр Плоткин – нудный и чванливый вожатый из номенклатурной семьи, конструкция начинает ломаться. Три года спустя он превратился в чиновника, который приехал инспектировать школу, где учится Валерка, и привез с собой жену Веронику. Ту самую, которая в прошлом сезоне и в книге стала девушкой Игоря. Мелодрама, конечно, мощная, но есть важное обстоятельство.

Оригинальный Плоткин был просто препятствием и ничтожеством, еще одним символом несвободы. Но в первой серии второго сезона откровенно никчемный персонаж выглядит и ведет себя как упивающийся властью злодей из шпионского боевика. Ничего себе повышение! То есть, три года спустя ничего не меняется и героям снова мешает вот этот чухан? Серьезно? Понятно, что хотелось оставить людей из каста первого сезона, а актер Денис Парамонов справляется здорово, но натяжка мощнейшая.

-7

Еще есть огромный риск, что из-за неловкого возвращения любовно-абьюзивного треугольника (в данном случае квадрата) значительная часть «Пищеблока» моментами будет скатываться к российскому эфирному сериалу про отношения. Ну, вы знаете, с заламыванием рук и вайбом «Да я люблю тебяяя!» Если уж строить новый сюжет, то не на таких полумерах. Впрочем, так это или нет, покажет остальная часть сериала.

Сериал стал выглядеть лучше, но потерял вайб оригинала

Конечно, пионерские лагеря в реальности никогда не были пристанищем неоновых демонов, как в первом сезоне «Пищеблока». Но было в «Буревестнике» что-то особенное, а именно атмосфера романа Алексея Иванова. Особенно в дневных сценах, когда пионеры выглядели и разговаривали как пионеры. Сочетание дневной невинности с ночными вампирскими ужасами – вот что делало «Пищеблок» интересным.

-8

И тут непонятная ситуация. С одной стороны, первый эпизод нового сезона выглядит отлично. Холодный синюшный цветокор, да и постановка сцены в школьном классе. Первый сезон был стильным, а тут какой-то другой уровень. Визуально смотреть «Пищеблок» действительно приятно. Моментами он бессовестно красивый.

-9

Но обидно, что в жертву неоновой лампе принесли контраст между летней ламповостью и хоррором. Его тут просто нет. Во всяком случае, если судить только по первой серии. Теперь не совсем понятно, почему сериал называется «Пищеблок», потому что всякая связь с пионерской столовой полностью пропала. Но так бывает с продолжениями, о которых никто не просил.

«Пищеблок» слишком сильно копирует «Очень странные дела»

Это было заметно и в первом сезоне. Дети против таинственного зла в странной глуши – сравнения неизбежны. Игры режиссера с модным светом их только усугубляли. Но все-таки у «Пищеблока» было и собственное лицо, а не только маска, вдохновленная сериалом братьев Дафферов. Так вот, второго сезона это не касается. Он – полная стилистическая калька.

-10

Посмотрите на эту двойку. Хорошенько так посмотрите, вглядитесь, запомните. Чуть ниже еще одна двойка. Как так-то?

-11

И ладно еще оформление. Но музыка! Основная тема второго «Пищеблока» похожа на синтезаторный опенинг «Очень странных дел» до степени смешения. Как будто сериалу кажется, что ярлык российской версии «Очень странных дел» звучит очень хайпово. Это печальный симптом.

-12

Проблема еще и в том, что сами «Очень странные дела» – оригинальная история с кучей отсылок к Стивену Кингу, Стивену Спилбергу, Джону Карпентеру, Уэсу Крейвену и другим. Мозаика из элементов выдуманных американских 1980-х. А «Пищеблок» без Иванова копирует этот же стиль, практически не добавляя туда 1980-е советские. И это как раз смотрится стыдновато.

Неужели сериал теперь не стоит смотреть?

Стоит, но только если вам хоть в какой-то степени понравился первый сезон. Второй «Пищеблок» точно стал взрослее и мрачнее, а вампирский лор Валерка теперь испытывает на себе, что, согласитесь, интересная завязка. Да, здесь уже нет ощущения, что главные герои – бессильные смертные перед лицом мистической угрозы, но зато ставки повышены. Особенно после жирного сюжетного поворота в конце первой серии.

-13

Как ни странно, лучшее, что может стать с сериалом – полное погружение в мир кровососущей бюрократии и окончательное прощание с оригиналом. Тогда будет шанс, что «Пищеблок» может оказаться стильным урбан-фэнтези. А этот жанр, в отличие от фэнтези мистического, у российских авторов время от времени удавался: вспомните «Ночной дозор» или даже «Сергия против нечисти».

Пока кажется, что «Пищеблок» еще не сбросил колесики безопасности. Впечатления от первой серии можно разделить на два блока. Первый говорит: «А помните, что мы тут про вампиров и пионеров из книжки Иванова?» А второй: «Мы – «Очень странные дела», послушайте наш мрачный синт и следите за освещением!» Оба элемента при этом свидетельствуют о несамостоятельности.

-14

Но если смириться с идеей, что продолжение законченной истории уже сняли, то ему лучше как можно скорее показать харизму. Например, с помощью новых персонажей. Одну удачную героиню уже играет Ксения Трейстер из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», а чуть позже к ней добавится Сергей Епишев из «Последнего министра». Потенциал у «Пищеблока» все-таки есть, но мы только познакомились с новым сезоном и пока не знаем, будет ли он реализован. Поэтому опасений много.

«Пищеблок» – нетипичный сериал про СССР и вампиров, который не понравится коммунистам. Почему нам нужно больше таких вещей?

25 российских сериалов, которым надо дать шанс. Здесь всё, кроме триллеров и детективов

👍 Каждый лайк помогает каналу развиваться. Больше лайков – больше классных текстов!

✅ Смело подписывайтесь на «Палач», у нас только захватывающие посты!