Департамент экономического развития Воронежской области объявил о создании Содружества «Донбасс», который уже окрестили макрорегионом. К инициативе должны присоединиться также Ростовская область, Донецкая и Луганская народные республики. Подписание соглашения о создании Содружества «Донбасс» должно состояться в конце августа: оно будет приурочено к 80-летию освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков. Чем же будет являться Содружество на практике? Новым типом российских регионов, наравне с народными республиками? Или аналогом федерального округа, только статусом ниже? Ожидать ли реального объединения Воронежской и Ростовской областей с Донецкой и Луганской народными республиками?
Такое объединение не является нечто новым, напротив, ещё в прошлом году ростовский губернатор Василий Голубев предложил такую инициативу, но она была встречена в экспертном сообществе скептически. Исторически создание такого макрорегиона началось в 2010 г., когда было подписано соглашение между властями Ростовской и Луганской областей о создании еврорегиона «Донбасс». Он стал четвёртым по счёту, до него были уже созданы еврорегионы «Днепр» (Брянская, Черниговская и Гомельская области), «Слобожанщина» (Белгородская и Харьковская области) и «Ярославна» (Курская и Сумская области). К еврорегиону «Донбасс» в 2011 г. присоединилась Донецкая область, а в 2012 г. – Воронежская область. Также у России были еврорегионы и с другими государствами: «Карелия» – с Финляндией, «Балтика» – с Данией, Швецией, Латвией, Литвой и Польшей, «Псков-Ливония» – с Эстонией и Латвией.
Еврорегион представлял собой не только форму тесного межграничного сотрудничества между Россией и Украиной, это общеевропейская концепция создания общих экономических, культурных, политических, социальных, промышленных и т.д. территорий (еврорегион «Реция Нова» между Австрией и Чехией, «Arvika/Kongsvinger» – Швецией и Норвегией). Целью еврорегиона «Донбасс», по заявлению российского МИД, была «реализация совместных проектов в таких областях, как региональная экономика, новые технологии, коммуникации, транспорт, связь, наука, культура, образование, защита окружающей среды, ликвидация чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий».
Для чего и кому потребовалось сейчас реанимировать этот проект? Пока можно делать только предположения. Если Кремлю сейчас потребовалось бы создать новое объединение для более тесной интеграции новых регионов, то можно было бы пойти по крымскому сценарию, создав отдельный федеральный округ с полномочным представителем президента, а через некоторое время включить новые регионы в состав Южного федерального округа. В таком случае речь бы шла исключительно о Донецкой и Луганской народных республиках и Запорожской и Херсонской областях. Содружество «Донбасс» не предполагает, по крайней мере, на первых этапах участия новоприсоединенных областей. Поэтому можно поставить под сомнение авторство Кремля и Администрации президента. Напротив, мы наблюдаем ситуацию, в которой Содружество будет создано между двумя новыми и двумя старыми российскими регионами. Содружество (фактически макрорегион) не будет являться ни новым видом регионов, ни новым федеральным округом. При этом новые регионы до сих пор не включены в состав Южного федерального округа, очевидно, что власть рассматривает различные варианты интеграции.
В таком случае основными лоббистами, скорее всего, являются губернаторы Ростовской и Воронежской областей, которые в глазах Кремля и Администрации президента берут самостоятельно на себя ответственность по более тесной интеграции. Остаётся не закрытым последний вопрос о формате интеграции Херсонской и Запорожской областей. Будет ли создано, например, Содружество «Таврида» совместно с Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем? Вряд ли сейчас существует однозначный ответ на эти вопросы, интеграция фактически отдана на губернаторский уровень.