Классическая ловушка манипулятора, задать вопрос: "Зачем ты оправдываешься?" Хотите легко выиграть в споре, заставьте оппонента оправдываться этим вопросом.
Оправдываться - значит занимать изначально слабую позицию.
Задавая этот вопрос, манипулятор хочет, чтобы вы сказали: "Я не оправдываюсь, я объясняю!" Только сказали так, сразу проиграли спор. Забудьте об объяснениях, действуйте по-другому.
Как именно реагировать на данный вопрос, будет в конце статьи. А сейчас про вредность объяснений.
Как только вы кому-то хотите что-то объяснить, несмотря ни на что, вы хотите непременно доказать свою правоту. Вы хотите, чтобы оппонент признал, что вы действительно правы и к вам нужно прислушаться.
Другими словами, вы демонстрируйте в данный желание признания своей значимости от другого человека. И это напрямую связано с зависимостью от чужого мнения. Это похоже на желание ребёнка «быть хорошим» и требование подтверждения своей «хорошести» от окружающих.
Человек, которому важно что-то доказать и объяснить, вот что говорит на самом деле: "Выслушай меня! Скажи, что я прав! Пока ты не скажешь там, мне будет очень плохо!"
Вот почему отчаянные спорщика настаивают на своей правоте. Они испытывают душевные страдания, пока кто-то ДРУГОЙ не подтвердит: "Да, ты прав." И самое большое наказание для таких людей - игнорирование.
Вот почему любые объяснения в споре воспринимаются как оправдания и показывают, что вы находитесь в зависимой, то есть слабой, позиции. Пока кто-то оправдывается, он всегда будет проигрывать спор на эмоциональном уровне.
А другая сторона будет испытывать чувство превосходства, потому в её руках веревочки управления спорщиком. Вспомните себя - вы обычно на какой стороне?
Мы оправдываемся во всех сферах жизни
Женщины оправдываются перед семьей, коллегами, начальником, детьми и даже перед мужем. Мы оправдываемся перед собой и другими. Мы оправдываемся в общении, в разрешении конфликтов и во всех аспектах нашей жизни.
Проблема в том, что мы привыкли защищаться в любых ситуациях. Нас всех учат этому с детства: "Я этого не делал, это сделала кошка!" Сложно отказаться от этой привычки. Но делать это необходимо.
Поэтому в следующий раз, когда вы окажетесь в споре, избегайте искушения оправдываться. То есть желания «объяснить все, как было». Никаких объяснений!
Вместо этого сосредоточьтесь на фактах и решениях
Излагайте свои доводы четко и логично, не бойтесь использовать примеры. Будьте уверены в своей позиции, пока не достигнете решения, устраивающего обе стороны.
То, как вы спорите, является краеугольным камнем успешного общения. Если вы хотите победить, не спорьте. Не оправдывайтесь. Не пытайтесь доказать свою правоту во чтобы то ни стало.
Высказали свою точку зрения один раз – и всё. Если оппонент хочет остаться при своём мнении – это его право. Если он хочет вас понять, то сам попросит объяснить. Без этой просьбы со стороны визави даже не смейте начинать объяснения!
Необходимо понимать, что цель любого конфликта - не доказать правоту собственного мнения любой ценой, а прийти к решению, которое устроит обе стороны.
Поэтому никогда не оправдывайтесь, как бы вам ни хотелось объясниться или доказать свою правоту. Не поддавайтесь искушению, каким бы сильным оно ни было.
Старайтесь не вступать в споры. Если же вы в них ввязались, то постарайтесь их выиграть. А для этого вам нужно запомнить несколько простых правил.
Ниже приведен контрольный список того, как вести спор, не оправдываясь:
9. Сохраняйте спокойствие и держите свои эмоции под контролем
8. Выслушать мнение собеседника и постараться понять его
7. Обязательно высказывайте свое мнение
6. Избегайте личных нападок. Независимо от того, насколько вы рассержены или расстроены, не используйте слова, которые могут ранить вашего оппонента.
5. Не бойтесь молчания. Если вы чувствуете, что разговор идет по кругу, сделайте перерыв и подумайте над тем, что сказал ваш оппонент.
4. Сосредоточьтесь на поиске решения, а не на доказательстве своей правоты
3. Не оправдывайтесь, а сосредоточьтесь на фактах
2. Будьте готовы взять на себя ответственность за совершенные вами ошибки
1. Не бойтесь извиняться. Если вы понимаете, что не правы, признайте это и извинитесь.
Эти советы будут полезны не только в спорах, но и в переговорах с коллегами, начальством, членами семьи, друзьями и даже с детьми. Чтобы избежать конфликтов, используйте приемы общения и аргументации, которые помогут вам найти компромисс и выиграть спор.
Как же тогда правильно реагировать на провокационный вопрос: «Зачем ты сейчас оправдываешься?»
1. Проигнорировать. И продолжить свою мысль, как будто этого вопроса и не было.
2. Спросить в ответ: «А ты зачем меня обесцениваешь/ провоцируешь/ меняешь тему/ перебиваешь?» Вынуждая оппонента начать отрицать, что он действительно так делает, и самому защищаться.
3. Ответить: «Ты что-то напутал – это ты оправдывался последние 5 минут.» Таким образом, очередь оппонента будет начать защищаться и усиленно отрицать, что он оправдывается.