Есть такое распространённое мнение: любишь фантастику — люби и саночки возить Рэя Брэдбери. Я по какой-то странной причине (может, это было предчувствие?) всегда обходил стороной сочинения этого автора. Очень долго меня не могли заставить ознакомиться хоть с чем-нибудь из списка произведений Брэдбери. Ну вот не читал — и всё тут. Но в один прекрасный день случилось чудо: непрочитанных книг в моей коллекции почти не осталось, то есть пришло время покупать новые. И тогда мне преподнесли «Марсианские хроники»…
Делать нечего: купили — надо читать. И стал читать, читать и расстраиваться…
Как такового общего сюжета в книге нет. Все рассказы хоть и следуют друг за другом хронологически, хоть и объединены темой покорения Марса землянами, всё же являются отдельными рассказами, которые не связаны ни общими героями, ни общими «локациями». То есть здесь, в этом сборнике, читатель не увидит историю жизни какого-то великого космонавта или колонизатора, не сможет понаблюдать за развитием первого земного города на Красной Планете. Но ладно бы отсутствие «общности», характерной для книг, которые автор заранее задумывает как единое целое, — «Марсианские Хроники» стали книгой совершенно неожиданно и никто не собирался изначально объединять их. Поэтому можно простить несвязанность рассказов.
Но ведь есть и другие моменты, которые лично мне испортили впечатление от прочитанного. Например, имяобразование марсиан. Так, в главе «Илла» главных героев, марсиан-супругов, зовут Илла К и Илл К. В главе «Земляне» имена такие: миссис и мистер Ттт, мистер Ааа, мистер Иии. Есть и такие фамилии: Ррр, Ууу, Ююю, Щщщ. Какие-то слишком разные фамилии: К и Ттт — букв разное количество, разная степень странности, не находите? Нет, конечно, можно сказать, будто это разные цивилизации, мол, и на Земле имена разные. На это два ответа:
1) нет у нас фамилий из трёх подряд одинаковых звуков;
2) ради читателя не стоило усложнять, ведь, в нашем понимании, «марсианин» равно «американец» или «француз». Я имею в виду то, что мы представляем их единой нацией с похожими именами (также как иностранцы думают, что у нас одни русские имена).
А ещё… Как Вы думаете, кто колонизирует Марс? Кто все эти отважные путешественники? Рэй Брэдбери создал огромное количество персонажей с самыми разными историями. Вот только все они до единого — американцы. Согласитесь, как-то странно. Неужели больше ни одна в мире страна не поняла, что покорение Марса входит в круг её интересов? Неужели никто, кроме великих США не смог достичь такого уровня развития технологий, который позволил бы это сделать? Неужели, наконец, никто не похитил чертежей того великого изобретения, что в «Марсианских хрониках» зовётся ракетой? Неужели всем было на это наплевать?
Именно! Рэй Брэдбери так и решил: все прочие были заняты подготовкой к Последней Войне, которая ближе к завершению книги всё-таки случится и приведёт к концу Земли.
Также мне зашли некоторые рассказы. Например, мне кажется, что «Эшер II» (рассказ, который можно было бы и не вносить в этот сборник, который можно было бы и не создавать как рассказ про Марс) отлично существовал бы как отдельное произведение, не будь он впихнут в «Марсианские Хроники».
Вот по этим причинам, которые я попытался изложить выше, (хотя и другие были, но о них я упомянать не стану — другие бы на них не обратили внимания) мне и не понравились «Марсианские Хроники». Но, разумеется, грандмастер научной фантастики (как о Брэдбери много кто отзывается) поднял в своих рассказах большое количество важных вопросов о том, как устроен человек, и о том, как часто человек ведёт себя не по-человечески. Если это и только это было целью создания «Марсианских Хроник», то да, они гениальны. Но читать (по крайней мере мне) было трудновато, и больше двух-трёх рассказов в день я не осиливал.