Найти тему
china.life

Наси (纳西族) - народность китайцев со своей независимой культурой

Оглавление

Однажды мне посчастливилось побывать в городе Лицзяне, провинции Юньнань.

Я прибыл туда, чтобы побродить по местным горам и гид как раз порекомендовал мне один неплохой тур на несколько дней с посещением Горы Нефритового Дракона, которая считается одной из самых красивых в провинции.

- Кстати, проживать вы будете в семейном доме местного племени!

- Какого еще племени?

- Как какого? Наси конечно же! Это последний уголок в Китае, где еще можно их встретить!

Народец Наси

В Китае существует множество народностей со своей уникальной историей, культурой и традициями. Одной из таких народностей является Наси, проживающая в провинции Юньнань. Она имеет древнюю и богатую историю, которая связана с династией Тан, правившей с 618 по 907 год. В то время, народность Наси была известна как "черные Наси" (Hei Naxi) из-за их черного цвета кожи. Черного по сравнению с китайцами, а не с африканцами разумеется.

В библиотечной зоне одной замечательной гостинцы я обнаружил альбом с вырезками статьей National Geographic от 1924 года за авторством Джозефа Рока, где он подробно описал многое о жизни и традициях Наси.

Джозеф Рок, человек, для которого провинция Юньнань стала чуть ли не вторым домом
Джозеф Рок, человек, для которого провинция Юньнань стала чуть ли не вторым домом

Приведу выдержку из его статьи о происхождении Наси:

"Среди глубоких каньонов и на склонах седых хребтов, достигающих высоты 20 000 футов и более, у западных ворот из Китая в Тибет живет коренное племя, называемое китайцами Мосо. Далеко от влияния северной и восточной китайской цивилизации, Мосо жили уединенно, отрезанные от остального мира и вступая в контакт только с другими племенами, ниже их самих по развитию, за исключением, возможно, тибетцев.

В то время как последние приняли буддизм, который вместе с ними выродился в демонопоклонничество (по словам Джозефа Рока), Мосо, или Наси, как они себя называют, придерживались своей исконной религии шаманизма и колдовства, которая, несомненно, когда-то господствовала в Тибете, прежде чем она была вытеснена религией Ламы. Наси, как мы будем называть их впредь, представляют собой вымирающее племя тибето-берманского происхождения. Много веков назад оно было могущественным народом под властью короля, столица которого находилась в Игку, нынешнем префектурном городе Лицзян в китайской провинции Юньнань.

Будучи чисто земледельческим народом, «Наси» влачат шаткое существование. Впервые они определенно упоминаются в анналах династии Тан около 796 г. н.э., но в китайских книгах шестнадцатого века до нашей эры делается смутное упоминание о племени, появившемся на западной границе Китая, называемом Нунг, Джун или Нджунг.
Тибетцы и по сей день называют Наси джонгами или джунгами, что означает "грубые" или "невежливые", что, вероятно, является пережитком старого прозвища".

Наси впервые были покорены китайцами в 778 году нашей эры, но спустя столетие восстановили свою независимость, только чтобы пасть жертвами орд Хубилай-хана в 1253 году нашей эры.

Язык Наси

Наси имеют свой уникальный язык, который называется языком Наси (наси: Naqxi, китайский: 纳西 语). Этот язык относится к тибето-бирманской языковой семье и имеет свою собственную письменность, которая основана на древних иероглифах.

Видео ниже позволяет услышать то, как звучит язык Наси:

К сожалению, в настоящее время только устный язык Наси используется в повседневной жизни, но также находится под угрозой исчезновения. Что же касается письменности - Донгба - писать на ней уже никто не имеет, так как письменность Наси представляет собой допотопную пиктограмму напрямую несущую прямой смысл, который угадывался из иероглифа.

То есть, чтобы писать на Донгба нужно было бы очень быстро рисовать замысловатые картинки, что еще сложнее, чем писать иероглифы.

Таким образом, письменность Донгба осталась существовать только в очень старых книгах и в местном искусстве.

Кстати, устный язык Наси тоже весьма уникален. Он не является диалектом китайского языка. В нем даже нет тонов. Вот пара примеров:

Привет - Алалалэй!

До свидания - Лэй до дола!

Звучит совсем не по-китайски, согласитесь?

Культура Наси

Наси являются носителями уникальной культуры и традиций. Их культура представляет собой смесь различных элементов, включая традиционную китайскую культуру, тибетскую культуру и многие другие. Например, Наси являются известными мастерами в области ремесел, таких как создание бумажных цветов и резьбы по дереву. Также они известны своими традиционными праздниками, такими как фестиваль Саньда - это праздник в честь бога горы, который отмечается каждый год в первую неделю марта.

Ниже на видео можно увидеть исполнение традиционной музыки народности Наси в классических костюмах во время празднования Саньда.

Также интересный факт - фамилия у коренных Наси всегда будет Му или Хо.

На моем канале можно найти видео из деревни Вуму (五木) - которая была названа в честь пятерых представтелей семейства Му, основавших деревню.

Однако в связи с постепенным ростом числа смешанных браков начали появляться семьи Наси с фамилиями Ли и Чан.

Как судьба Наси легла на женские плечи

Стоит отметить, что пару веков назад Наси считались великими и неустрашимыми воинами. Поговаривают, что их боялись таже тебетцы, на которых Наси время от времени нападали.

Однако влияние западных цивилизаций дотянулось и жо этого, забытого в китайских горах, народца. Я говорю об опиуме.

Ни для кого не секрет как сильно пострадал Китай от опиума, привезенного из Европы, и от последующих опиумных войн. Беда эта не обошла Наси стороной.

Документов на этот счет не много, но исследователи заявляют, что мужчины Наси крепко подсели на опиум и перестали заботиться о семье и хозяйстве. Чтобы не погибнуть от неурожаев за дело пришлось взяться тем, чей разум опиум не замутил - то есть женщинам. Таким образом с течением времени общество Наси стало матриархальным. В семье всегда всем руководят женщины.

Невесты Наси
Невесты Наси

Мне давелось лицезреть это своими глазами. Во время похода мы жили в насийской семье, которая держала небольшую гостиницу и ресторанчик. Утро начиналось с того, что госпожа Му разгоняла всех мужиков по работам, которые улыбаясь и хихикая шли пасти коз, запускать кухню, и делать прочие дела.

Сохранение культурного и языкового наследия

В настоящее время правительство Китая активно поддерживает культурное и языковое наследие народности Наси, чтобы сохранить его для будущих поколений. Оно уделяет большое внимание сохранению традиционных национальных костюмов, ремесел и национальных праздников. Кроме того, правительство Китая также работает над сохранением языка Наси путем создания школ, в которых преподаются язык и культура Наси. Кстати, тем, кто сдаст экзамен на знание языка Наси, правительство платит небольшое пособие, но экзамен периодически надо пересдавать, чтобы продолжать получать это пособие.

Фрагмент статьи Джозефа Рока об изгнании демонов

В 20-х годах прошлого века Джозеф Рок изъездил всю провинцию Юньнань и написал несколько десятков статей о малых народах Китая для National Geographic. Многие из этих статей были о народе Наси, за что он стал горячо любим среди этих людей.

Выпуск National Geographic Magazine от ноября 1924 года
Выпуск National Geographic Magazine от ноября 1924 года

Ниже я приведу фрагмент из статьи The National Geographic Magazine от ноября 1924 года за авторством Джозефа Рока под названием "Banishing the Devil of Disease Among the Nashi of Yunnan Province, China".

"Из множества религиозных церемоний у «Наси», за которыми я имел честь наблюдать, одна представляла необыкновенный интерес. Это произошло хмурым июльским вечером. Черные тучи сгустились над ущельями Янцзы, и раскаты далекого грома заставили меня ускорить шаги по равнине Лицзян, чтобы добраться до своей деревни до того, как разразится буря.

Приехав уставшим после утомительного дня в Лицзяне, я бросился на свою раскладушку, чтобы расслабиться. Небо становилось все чернее, и мрачные тучи густыми и тяжелыми ложились на известняковую гряду напротив снежных пиков; Абсолютная тишина царила перед бурей. Пока я лежал, наблюдая за вспышками молний, освещающими толщу облаков, до моего слуха донесся приглушенный звук барабана. Сначала удары, глухие и причудливые, как бы далекие, медленно следовали один за другим, но теперь они стали быстрее и интенсивнее.

ЖЕРТВА БОЛЕЗНЕННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Я осведомился о причине этого беспокойства, и мне сообщили, что несколько Томбов (шаманов) собрались в доме соседа, чтобы изгнать дьявола, который вселился в главу семьи и заставил его сильно страдать от воспаленных десен и изъязвление неба.

Я вспомнил, что несколько дней назад этот человек приходил ко мне за лекарством. Я обнаружил, что его недуги были вызваны черным изъязвленным зубом, если его можно было так назвать, потому что от него не осталось ничего, кроме черной дыры в нижней челюсти.
Его десны были опухшими и сильно красными, а на небе скапливался гной; он не мог ни сглотнуть, ни закрыть рот, и каждое движение его губ, должно быть, причиняло ему мучительную боль. Я отослал его, так как не имел ни средств, ни умения вылечить или помочь ему.

Так как я подвел его, он созвал священников и попросил их избавить его от этого злого духа, который является причиной всех болезней.

Барабанный бой возвестил о том, что Томба объявил войну врагу, которого вскоре предстояло загнать в угол, победить и изгнать. И вот как это произошло.

Мне было позволено наблюдать за тем, как возводились все опоры на бамбуковых ножках. Это похожее на алтарь - сооружение было сделано из тростника или небольших сортов бамбука, украшено плетеной соломой, ветками листьев персикового дерева и перфорированной желтой бумагой. Он был около трех футов в диаметре и возвышался над землей на два фута. В соломенной ленте вертикально стояли палки, а в центре была большая ветвь персикового дерева, в развилке которой была помещена серая чаша с чем-то, что, по всей видимости, было изображением черта из теста, который восседал между двумя горящими ароматическими палочками.

Алтарь, возведенный для церемонии изгнания злых духов
Алтарь, возведенный для церемонии изгнания злых духов

Неподалеку сидел слепой Томба и бил в огромный барабан, стоявший на земле. Он сопровождал свою игру на барабанах странным пением.

Больной принес большого петуха. Ей вымыли голову и рот, а потом ее на время убрали. Гулкие звуки барабана стали протяжными, а пение слилось в жалобную похоронную мелодию.

ЖЕРТВЫ ДУХАМ ПРЕДКОВ

Теперь нужно было сделать подношение духам предков.
Миниатюрный сосновый гробик поставили на землю у подножия алтаря, а Томба извлек крошечного цыпленка, которого крепко держал. И Томба, и больной опустились на колени, и последний забросал цыпленка рисом и мелким горошком, которые также были засунуты птице в горло.
В конце концов крылья цыпленка были обмазаны мукой и некоторое количество запихивалось ей в горло, пока она не задохнулась.
После того, как птицу вымыли и расчесали, ее осторожно положили в маленький гроб и накрыли рисом, красной и желтой перфорированной бумагой, чтобы она оставалась в мире теней.

Жрецы Наси танцуют в мечами, как часть ритуала изгнания духов
Жрецы Наси танцуют в мечами, как часть ритуала изгнания духов

БОЙ БАРАБАНОВ НАРАСТАЕТ

Теперь все встали, и в течение десяти минут они распевали самую странную из похоронных песнопений, музыку дополняли раскаты грома. Затем перед гробом клали подношения с вином, а сверху клали рис и вареный картофель.
Больной, стоя на коленях, съел все подношение. Это можно назвать первым актом. Второй акт был инициирован живым темпом барабана и гонгов. Неподалеку от жертвенника разжигали костер и в него совали острый конец плуга, где он накалился докрасна. Перед хрупким алтарем лежала деревянная палка, а поперек нее меч. Появилась одна Томба с небольшими ветками: одна от дуба, другая от сосны. Он держал их прямо на земле, непрерывно напевая. Сначала, под яростный бой барабанов и гонгов, ветка дуба была разрублена лезвием меча. После этого все мелодии стихли, и на несколько мгновений воцарилась тишина. Затем томба взял ветку сосны и передал ее коленопреклоненному больному, который разрубил ее пополам.

Жертвоприношения богам
Жертвоприношения богам

Вождь Томба вошел в центральную комнату дома, стены которого были увешаны религиозными знаменами «Наси». Здесь, на столе со стопками книг «Наси», сложенных с левой стороны, горела лампадка с маковым маслом. Все внимание теперь было обращено на богов, изображенных на знаменах. Вождь Томба сменил свою черную мантию на синюю, его корона, называвшаяся по-нашему хобыном, сменилась алой чалмой; на кушаке сзади он поместил четыре продырявленных флажка, два белых и два красных, глядящих на весь мир, как крылья летучей мыши, и придающих ему демонический вид. Барабаны и гонги били в сатанинском темпе, который быстро нарастал, в то время как Томба с мечом то в руке танцевал так, как будто сам был одержим дьяволом.

И снова на сцене появляется бедный петух. Его голова окунается в вино, шея и ноги вытягиваются одновременно в ритме самой дьявольской музыки, когда-либо придуманной. Кружащийся, вспотевший Томба, бросив последний косой взгляд вверх, в последний раз дергает птичью шею, а странный, протяжный барабан возвещает, что жизнь угасла.

ГЛАВНЫЙ ЖРЕЦ ИСПОЛНЯЕТ ФАНАТИЧНЫЙ ТАНЕЦ

Теперь безжизненное пернатое тело помещается на алтарь, музыка становится быстрее в темпе, а жрец, почти одержимый лукавым, исполняет фанатический танец, вращая своими жуткими глазами.
Горшок с маслом теперь ставится на жаровню перед дверью, а Томба лихорадочно танцует с пылающими полосками бумаги в правой руке. Без предупреждения он прыгает в костер и босыми ногами разбрасывает горящие поленья по четырем углам двора. Все это делается под яростный аккомпанемент барабанов и гонги, раскаты грома и вспышки молний.

ЯЗЫК И РАСКАЛЕННЫЙ МЕЧ

Своим мечом он поднимает пылающий плуг из огня,
ставит его на землю и яростно танцует вокруг него, то размахивая босыми ногами, то стоя на нем; и, наконец, поставив его прямо, острием вверх, облизывает его языком, при этом отчетливо слышен шипящий звук, производимый при соприкосновении его языка с раскаленным наканечником плуга. Теперь он опускает правую руку в горячее масло, держа горшок в голой левой руке, входит в комнату, где стоят знамена, и выходит с горшком, полным голубого пламени, которое он разжигает своим мечом; затем опускает руку в огненный котел.

Жрец Наси, или Томба, исполняющий тайный танец
Жрец Наси, или Томба, исполняющий тайный танец

Своим горящим котлом и пламенными пальцами он носится из комнаты в комнату с мечом во рту, во все уголки дома, изгоняя дьявола, который, может быть, затаился где-нибудь в закоулке. Толпа зевак теперь возбуждается и обращает внимание то на один угол, то на другой. Томба покорно мчится с пылающим котлом и огнедышащими пальцами в указанные неочищенные места, пока, наконец, не окропляет огнем круглый алтарь, который быстро подхватывается и выносится за пределы двора и сгорает под треск хлопушек. Пылающий Томба следует за алтарем под аккомпанемент ударов гонгов, барабанов и железных колец. Женщины торопливо берут веники и подметают все уголки двора, чтобы убедиться, что ничего не осталось, после чего двери запираются, и больной должен быть уже избавлен от лукавого, а следовательно, и от своего недуга.

БОЛЬНОЙ БОЛЬШЕ НЕ СТРАДАЕТ

Едва кончилась церемония, как разразилась нешуточная буря, и вся деревня сотряслась до основания от страшных раскатов грома, завершив, таким образом, всю эту чертовщину соответствующей кульминацией.
Рано утром следующего дня я позвал больного, главного участника всей этой странной церемонии. К моему изумлению, у него не было никаких признаков болезни десен или неба, хотя больной зуб остался. Естественно, он приписал свое излечение умелым действиям Томба, которые получили в награду зерно, муку, бекон и сумму, эквивалентную двум долларам в нашей валюте. Эта церемония называется Дзу дю. Поскольку, конечно же, эту церемонию нельзя было фотографировать, под предлогом я устроил подобную церемонию у себя во дворе с тем, чтобы мне разрешили фотографировать. На это Томбы согласились, за что я их благодарю."

Жрец Наси осуществляет новогодние подношения
Жрец Наси осуществляет новогодние подношения

Заключение

Надеюсь вам понравился репортаж Джозефа. Да, происходивщее имело место 100 лет назад, однако это дает нам возможность окунуться в культуру и быт народа Наси того времени.

Хотелось бы подытожить, что Наси - это уникальная народность, которая имеет богатую историю и культуру. Их язык и традиции являются важными частями китайского наследия. Сегодня правительство Китая продолжает работать над сохранением и развитием культурного и языкового наследия народности Наси. Бужем надеяться, что благодаря этим усилиям, культура и язык этой уникальной народности будут сохранены для будущих поколений.

Также можете прочесть статью про таинственный город Шангри-ла, находящийся неподалеку от племен Наси: