Я не смог найти точную дату релиза, но это определенно 1998 год. А поскольку 5 лет назад группа отмечала 20-летний юбилей пластинки концертом 7 июля, то считаю обоснованным написать этот пост именно сейчас, к тому же давно собирался, и не потому, что Маша Макарова была моим подростковым крашем, а потому что группа и первые ее альбомы незаслуженно подзабыты и недооценены.
Перенесемся в 1998. Уже вышли 2 первых клипа группы «Любочка» и «Б.Т.», и это был взрыв: модно и свежо звучащая рок-группа с голосистой яркой бритоголовой девушкой во главе. Это было нечто! Клипы крутили по всем каналам, даже по тем немногим, что показывали в моем казахском захолустье. На школьных дискотеках «Любочка» звучала где-то между «Крошкой моей» и «Тополиным пухом». Всякие рок-мастодонты вроде Сукачева, Кинчева накануне фестиваля Maxidrom в 1998 (предтечи «Нашествия»), главного тогда рок-события страны, не скрывали своей заинтригованности в новичках, высказывая робкую надежду, что наконец-то в патриархальном рок-царстве появится своя царевна.
И это важный момент! У русского рока лицо было всегда исключительно мужское. Да, были Агузарова (уже загубившая свою карьеру), Настя Полева (так себе, конечно), Янка Дягилева (культовый статус и много лет уже как в ином мире), ну и Джоанна Стингрей (вообще американка и к тому моменту из России уехавшая ). Ну и все! Да, можно вспомнить еще несколько достойных имен, но это все были нишевые истории, о которых мало кто знал, а сейчас и подавно.
«МиМ» на том Maxidrom’е выступили феерично, став его открытием. А затем вышел Солнцеклеш и успех этот закрепил. Пошли туры, премии, бешенная популярность, съемки в разнокалиберных журналах от Сool до Playboy. А Маша Макарова действительно ненадолго стала главной рок-певицей страны, и через год уже в статусе звезды представляла на том же Maxidrom’е свежую сенсацию из Уфы по имени Земфира, и, по сути, передала ей эстафету. А уж затем появились и «Чичерина» (не к столу будет помянута), и «Снайперы» и т.д.
Но вернемся к альбому. У меня он есть на виниле (издание «Миру Мир»), его я часто слушаю и впечатления те же, что и в 15 лет. Свежая, молодая и легкая энергия, инди, брит-поп, фолк (Сергей Старостин, флейты, рожки), хиты (Любочка, Б.Т., Рейкьявик), звук, аранжировки на уровне Cranberries или Republicа, ну и, конечно, Машин голос. По-прежнему считаю одной из лучших наших рок-вокалисток. Да и к тому же еще и красотка какая, с чем в русском роке вообще беда. На мой вкус, «Солнцеклеш» стоит в одном ряду с «Морской», «Гранатовым альбомом», первой «Земфирой» – главными пластинками тогдашнего рок-ренессанса.
К сожалению, психика совсем молодой Маши (человека и без того достаточно импульсивного) не выдержала испытания славой и рок-н-роллом со всеми вытекающими, и прямо перед сетом группы на третьем Maxidrom’е Маша группу распустила на самом по сути пике. Но перед этим «МиМ» успели выпустить второй, куда более мрачный, но очень крутой альбом «Куда,» с великой песней «Земля». Напишу как-нибудь пост и о нем.
На этом звездный период «Маши и Медведей» закончился. Через 4 года группа воссоединилась и существует по сей день, и хоть о Маше периодически пишут, зовут на всякие шоу и фестивали, о факте существовании коллектива мало кто в курсе. Причин тому множество, но выделил бы две основные: в целом, пофигистичное отношение к своей карьере и катастрофическая низкая продуктивность. За почти 20 лет с момента реюньона были выпущен один альбом и три ЕР, да среди них есть шедевры на уровне ранних хитов, но от группы такого потенциала ждешь куда больше больше. Потому и приходят на сольники 50 человек в очень сомнительные клубешники, но, по крайней мере, так было еще совсем недавно. Правда, в новой реальности Маша стала петь про "возрождение великой страны" (это цитата), собрала новый состав и думаю, гастролирует активнее, чем прежде, но не знаю, не знаю. Не уверен, что буду следить, хоть и форму она сохранила отменную.
Вот такая история, на мой взгляд, про упущенные возможности и не до конца реализованный потенциал. Но первые два альбома прекрасны.