Советская пропаганда остро нуждалась в объяснении того удивительного факта, что народы трех прибалтийских стран, всего двадцать лет назад воевавших за независимость против российских большевиков, вдруг дружно тронулись умом и с разницей в несколько дней в 1940-м году якобы попросились в СССР. Был придуман миф о том, что Эстония, Латвия и Литва не справлялись с самостоятельной жизнью и развалили доставшуюся ей от Российской империи экономику, ввергнув страны в бедность и отсталость. В современной РФ советские традиции сильны – и этот замшелый нарратив там все еще в ходу.
В недавнем выпуске видеострима прибалтайцы уже рассказывали о том, что советские и современные российские пропагандистские сказки далеки от реальности. Страны Балтии не были к концу 1930-х особо развитыми государствами, но добились заметных успехов в экономике. Если Литва находилась где-то в нижней четверти списка стран по ВВП на душу населения (все же заметно опережая наиболее отстающих), то Эстонию и Латвию вполне можно было отнести к крепким середнячкам по уровню экономического развития.
Впрочем, ВВП не всегда надежный показатель, если мы хотим понять, каков уровень жизни в стране. Экономисты хорошо знают пример Экваториальной Гвинеи, в которой мало жителей и относительно много нефти. В годы высоких цен на углеводороды ВВП на душу там был выше, чем в Италии, да и сейчас потягается с иными восточноевропейскими странами, но подавляющее большинство населения этого не ощущает и живет в нищете.
Пушки и экскаваторы вместо масла
В СССР всю его историю расходы на военные нужды были крайне высоки. Эту строку бюджета держали в секрете и частично прятали в других статьях, но расчеты экономистов показывают, что даже в начале вполне мирных 1980-х «оборона» пожирала порядка 13% ВВП. Это вдвое больше, чем у США, и в четыре раза – чем у Франции или Германии. Нетрудно догадаться, как это отражалось на благосостоянии советских людей.
Кроме того, значительная часть экономики СССР работала, условно говоря, на саму себя. Несколько утрированно схема выглядела так: страна добывала железную руду, чтобы выплавить из нее сталь, а из нее сделать много экскаваторов, чтобы… добывать еще больше руды. Поэтому советские люди, которые формально жили в относительно развитой стране (на бумаге, во всяком случае), могли позавидовать уровню жизни тех, кому повезло родиться в государстве с более низким ВВП на душу, но куда более человечным распределением материальных благ.
Теоретически экономика в странах Балтии тоже могла быть не особенно дружелюбной к населению. Пристойные статистические показатели могли скрывать непомерные расходы «прибалтийской военщины» или массовое изъятие прибылей иностранными инвесторами. Наконец, есть же немало стран с крайне неравномерным распределением доходов, когда кучка богатейших семейств владеет непропорционально огромной долей национальных богатств. Вдруг хоть в этом советско-российская пропаганда не врет – и жители Эстонии, Латвии и Литвы в самом деле влачили бедное существование? Как вообще жилось в странах Балтии в конце 1930-х?
Подключайтесь в четверг 13 июля, в 21:00 к очередному прямому эфиру – и «Два прибалтайца» обязательно расскажут вам всю правду!
Андрей Деменков, специально для медиапроекта «Два прибалтайца»