Добрый день, мой дорогой читатель, коллега, клиент и просто прохожий!
Иногда люди в моем окружении и за его пределами задаются вопросом на тему психотерапии. «А зачем копать(ся)?» - спрашивают они.
Действительно, чего уж тут, как говаривали наши бабушки «Не буди лихо, пока оно тихо!».
Но ведь и правда в том, что никто на психотерапию так просто не приходит.
Если человек пришел, то скорее всего он либо испытывает фоновый дискомфорт по всем сферам жизни (и так тоже бывает) или буксует в какой-то одной.
Если уж человек пришел, то скорее всего у него одна из двух причин (или обе).
Первая – недовольство собой, то есть человек хочет и готов меняться, т. к. понимает, что он есть причина собственных неудач.
Вторая – недовольство миром и окружением на фоне хорошего контакта с собой.
И первое, и второе, может быть связано, так, например, человек, не заметив собственных внутренних перемен, испытывает трудности при контакте со своим уже «старым» миром в лице окружения, деятельности и т. п.
Но все-таки кое-какие отличия здесь можно выделить.
Дело в том, что те две причины о которых я писала выше, имеют разные корни.
Речь идет о травме и кризисе.
Переживаются они, на первый взгляд, идентично, но, результат при прохождении кризиса и травмы, разный.
Нередко, и травма и кризис переплетены в жизненной истории человека, тогда, когда они фактически наложились друг на друга, то есть травматизация произошла в один из переходных (кризисных) периодов.
Первый кризис, который мы переживаем, это само наше появление на свет и он отсылает нас к травме рождения и базовому доверию к миру, если при появлении на свет, не получили благополучного опыта.
А дальше, мы встречаемся с кризисом каждый новый этап, то есть ту ступень, когда наше тело и/или психика должны приобрести новое качество.
И вот именно в точках кризиса мы снова и снова можем сталкиваться с первичной травмой (доверие к миру).
Понятие кризис традиционно воспринимается в негативном ключе, но кризис в отличие от травмы – момент положительный, т. к. это как раз точка перехода в новое качество, а значит при прохождении через кризис человек трансформируется и обретает новое Я, меняется его качество и качество жизни.
Когда же речь идет о травме, ситуация схожа, только на первый взгляд.
Травма, так же как и кризис, требует ресурсов и связана с преодолением, НО если кризис – это рождение нового, то травма – это восстановление утраченного, обретение целостности Я.
Таким образом, кризис дает развитие, а травма его тормозит.
Обнаружить травму можно как раз через кризис.
Оказавшись в точке перехода (наиболее ярко эти кризисы выражены в подростковый период и в середине жизни), человек, так или иначе меняется, НО, в случае травмы, эта перемена произойдет в одной сфере, но не случится в другой.
Травма и есть то препятствие, которое тормозит прохождение кризиса!
Человек в месте травмы «соберет» (чаще все-таки при помощи терапевта) себя в целое, то есть вернется в точку травмы и уже из нее, после обретения целостности, продолжит рост и развитие, которое было заторможено (заморожено) в моменте, когда произошла травматизация.
Кризис в том числе может стать местом проработки и выхода из травмы, но в отличие от кризиса как места роста, кризис, связанный с травмой, станет точкой роста через ту боль, которая была не пережита и не усвоена психикой.
Травматический опыт откалывается от психики, но эти осколки, снова и снова в похожей (триггерной) ситуации, вызывают боль первичной травмы.
Осознать травму как раз можно благодаря кризису, обнаружив те сферы жизни, в которых вы снова и снова проседаете.
И, после, постепенно и очень бережно сконструировать новое поведение и реакции, так, чтобы столкновение с миром было не таким болезненным.
Здесь уместна метафора раны, которая затягивается, образуя шрам, - рубец, как место памяти о травмы, но и место новой кожи, а значит нового контакта с миром, где уже не так больно.
Зная свои травмы, мы можем научиться с ними жить, за счет иного отношения к себе, более бережного и чуткого, такого, которого нам не хватило в детстве.
Именно отношение к себе отличает травматика от человека, переживающего кризис. Кризис всегда про поиск себя, ответ на вопрос «Кто Я?» и потому он не длиться вечно, тогда как травма при определенных (триггерных) обстоятельствах включается снова и снова, становясь частью жизни и сценарием человека.
Зная свою травму, человек находит более зрелые способы адаптации, тогда как травма бессознательная, при ее включении, провоцирует человека на детские защиты (вытеснение, подавление, идеализацию).
Когда же мы знакомы со своими зонами уязвимости, мы можем их опознавать и регулировать, а если же не справляемся, можем обратиться за помощью (отнести травму в терапию).