Найти в Дзене
Gorod-812

Девальвация Рублева. «Троицу» забрали церковники

12 июля 2023 года в 600-летней истории знаменитой картины Андрея Рублева «Троица» произошел трагический поворот, который приведет к утрате объекта: подписан договор о передаче «Троицы» из Государственной Третьяковской галереи в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

Фото сайта patriarchia.ru
Фото сайта patriarchia.ru

Патриарх (гр. Гундяев) не скрывал ликования, рассуждая о том, что свершилось историческое событие и «страна живет в иное время, в иную эпоху». Да, эпоха иная – в том смысле, что отношение к культурным ценностям, входящим в состав Музейного фонда РФ, изменилось настолько кардинально, что всем – и прежде всего Министерству культуры и Третьяковской галерее – уже безразлично, сохранятся эти ценности или нет. Впрочем, об этом написано много, в том числе и мною, поэтому обратить внимание я хочу на другое.

Договор о передаче «Троицы», вероятно, на 49 лет, хотя точно это неизвестно, подписали министр культуры О.Любимова и патриарх Кирилл, при подписании присутствовали первый заместитель министра культуры С.Обрывалин, губернатор А.Беглов, церковные чиновники…

Фото patriarchia.ru
Фото patriarchia.ru
-3
-4

На мероприятии не было - что сразу обращает внимание - представителей Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), по понятным причинам пребывающей в трауре.

Видимо, демонстративным отсутствием руководство ГТГ из последних сил показало свое подлинное отношение к этому событию. Причем подписание договора происходило не в Москве, а в Петербурге (!), в Александро-Невской лавре. Подозреваю, что сделано это для того, чтобы оправдать отсутствие представителей ГТГ, потому что подписание в Москве при их отсутствии выглядело бы еще более вызывающе. А так у них вроде бы обнаружились неотложные дела, от рабочих мест никак не оторваться, ехать в Петербург некогда… бывает…

Напомню, что 15 мая 2023 г. в ГТГ состоялось заседание расширенного реставрационного совета и был подписан протокол № 87 (см. тут), из которого однозначно следовало, что техническое состояние картины Рублева таково, что увозить ее за пределы ГТГ нельзя категорически.

Говорят, что Т.Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи, пребывает в трауре… Зато с работы не выгнали, при должности осталась, а цена этого – всего лишь какая-то икона.

При подписании договора патриарх высокопарно возгласил, что, дескать, «безвозвратно ушла в прошлое та страшная эпоха, когда под видом изъятия церковных ценностей изымались святыни земли Русской и народ наш лишался возможности возносить перед ними свои молитвы» (как будто нельзя прийти и помолиться перед «Троицей», стоя в Третьяковской галерее).

Да, та страшная эпоха прошла, зато, как видим, началась новая страшная эпоха – эпоха нигилистического отношения к культуре в целом и к культурным ценностям, которыми по-прежнему распоряжаются чиновники, не имеющие профильного образования, соответствующего статусу и ценности культурных объектов (прежде всего, имею в виду театроведа О.Любимову и инженера С.Обрывалина). Ум вместе с должностью не дается, а смелость сказать «нет» и подавно.

Так что годы идут, а эпохи, сменяющие одна другую, так и остаются страшными.

И если брать конкретно «Троицу», то еще неизвестно, какая эпоха оказалась для нее страшнее.

Напомню, что в письме президенту от 5 июня 2023 г. гр. Гундяев обещал выполнить важнейшее условие договора безвозмездного пользования музейными предметами и коллекциями религиозного назначения, который «обязывает религиозную организацию соблюдать все необходимые требования, обеспечивающие их сохранность, включая необходимые температурный и влажностный режимы, наличие систем охранной и пожарной сигнализации» (об этом письме см. в моей статье «Операция “Изъятие Троицы”», опубликованной на сайте журнала «Город 812» 6 июля 2023 г. (см. тут). И президент поставил 6 июня 2023 г. резолюцию «Согласен» с учетом обязательного выполнения этих условий.

Но, как мы знаем, «Троицу» РПЦ уже получила, а условия обеспечения сохранности пока что не выполнила, хотя элементарная логика подсказывает, что выполнить их необходимо было до завладения картиной Рублева.

Однако ни в Храме Христа Спасителя, где «Троица» сейчас выставлена в простой витрине, ни тем более в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сохранность картины Рублева пока не обеспечена ничем: нет специальной аппаратуры в виде климатической капсулы, обеспечивающей стабильный и заданный температурно-влажностный режим (ТВР), нет передачи параметров ТВР через интернет, возможно, нет и системы охранной и пожарной сигнализации.

Наконец, поскольку с картины осыпается шелушащаяся краска и отваливается левкас, необходимо, но не создано устройство, устраняющее вибрацию картины при перемещении, которое гибельно для картины само по себе. А ведь о том, что для перемещения «Троицы» необходимо избежать вибрации, подробно говорилось на заседании расширенного реставрационного совета ГТГ 15 мая 2023 г.

Кстати, сотрудники Третьяковской галереи так и не были допушены для осмотра объекта.

Таким образом, можно констатировать, что фактически патриарх ввел в заблуждение президента и в его лице всех нас: уже получил на основании резолюции «Согласен» с помощью Обрывалина «Троицу» в свои руки, но при этом не выполняет обещанное в письме президенту от 5 июня 2023 г., под которым стоит его, патриарха Кирилла, подпись.

Что дальше? Пока на 19 июля 2023 г. намечено заседание расширенного реставрационного совета, которое проводит ФГБУК Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря. Повестка заседания рассылалась по профильным учреждениям культуры еще 16 июня 2023 г.

Исходя из списка приглашаемых, могу предположить, что если результатом заседания в Третьяковской галерее 15 мая 2023 г. было решительное и громкое «нет» гастролям «Троицы» и ее передаче в лоно РПЦ, то результатом заседания 19 июля станет решительное и громкое «да». Иначе зачем вообще огород городить и проводить заседание реставрационного совета заново?

Михаил Золотоносов