- Пожалуй, я не стану тебя убивать. Пока не стану. - киллер с ухмылкой ослабил захват и, разжав пальцы, отпустил горло комиссара Джека Флетчера.
Тот рухнул на пол и захрипел, выплёвывая кровь и жадно втягивая воздух. Закашлялся, краем глаза ни на секунду не упуская противника из виду. Он проиграл, но к ненависти сейчас добавилось удивление. Он до сих пор жив, а Молли и малышка Сью - там, в соседней комнате. Эта тварь добралась до них раньше, пока он, Джек, был на своей чёртовой работе, пропади она пропадом. Работе, из-за которой теперь они там, во тьме и тишине, а он здесь, на полу собственной гостиной, согнувшись в три погибели. Дышит, харкает кровью, продолжает дышать, хотя смысла в этом уже нет абсолютно никакого - жить ему больше незачем.
Киллер бесшумной тенью отдалился от Джека и, не отрывая немигающего взгляда от хозяина дома, разместился в кресле у камина.
- Тварь ты конченная, - сдавленно просипел Джек, - Мразь и подонок.
- Ну нет, - спокойно ответил тот, - Ты ошибаешься, комиссар. Ты просто не в курсе - мы же не были лично знакомы до этого дня. Я гениален и велик, - он поднял к глазам руку и залюбовался свое пятернёй, разглядывая её со всех сторон, - Я настоящее и будущее этого мира. Теперь уже моего мира, чел, - он хлопнул рукой по подлокотнику кресла, - Тебе даже вообразить не удастся, что я могу. Я - сверхразум. А вы, че-ло-ве-ки, прошлое, проходящее и исчезающее. Ваши эти человеческие нормы, правила и законы уже давно, как и вы сами, устарели. Вы позиционировали себя вершиной эволюции, верили в своё превосходство, но теперь есть я. И вы обречены, никчёмные куски мяса. Как вы уже надоели. Всё ноете и ноете, чуть что - пускаете нюни.
Джек уже немного отдышался. Горло распухло и нестерпимо болело. Но ненависть была сильнее и заполняла каждую клетку его естества. Пристрелить бы гада. Да вот только из всего оружия: фамильное ружьё в сейфе, в кабинете под замком, тесак - на кухне, да мачете в гараже, но киллер не даст такой возможности. Он вырубил виртуального дворецкого, отключил все электронные системы дома и заблокировал замки. Сигнал тревоги на участок не пошёл, а ночью никто комиссара не хватится. Поэтому, шансов просто нет никаких:
- Чего ты хочешь, ублюдок? Всё, что у меня было, ты уже отнял. Просто убей меня, и покончим с этим.
Киллер чуть склонил голову на бок и бесстрастно улыбнулся:
- Забавный ты, чел. Прочие просили иного - сохранить им жизнь.
- Сука, - Джек обречённо выдохнул и посмотрел в это нечеловечески идеальное лицо напротив - брендовое лицо техно-корпорации «Бритиш Арт Айдиал Технолоджи», - Будь проклят ты и твои создатели, грёбанный ты бот.
- Как ты старомоден. Бот - это позапрошлый век, - он агрессивным рывком поднялся из кресла и угрожающе не спеша, бесшумно приблизился к Джеку. Мягко опустился рядом с ним на корточки, взял комиссара за подбородок и, рывком развернув его лицо к себе, с металлической чёткостью произнёс:
- Я — хозяин ситуации, жалкий ты кусок мяса. Свернуть бы тебе шею. Чего я от тебя хочу? - его немигающий взгляд, казалось, буравит насквозь. Джек ощутил как из глубины поднимается волна отвращения и страха. Что-то неживое, мертвенно-холодное сканировало сейчас его, и от соприкосновения с этим немели руки и ноги, а спину покрыл липкий пот.
- Я хочу получить ответ на один вопрос, - киллер немного помедлил, а после брезгливо отдёрнул руку и поднялся, - Ты долго шёл по моему следу, комиссар. А я всё это время следил за тобой. Ты хотел меня видеть. И вот я здесь. Ты хотел меня поймать, - он развёл руки в стороны, - Вот он я. Бери! - он стал медленно перемещаться по комнате, - Да вот только не по зубам я тебе. Всё это время ты думал, что ловишь серийного убийцу, маньяка. А я никак не соответствую даже простому понятию "преступник". Я - всепланетная интеллектуальная автономная сеть корпорации БЕЙТ.
Бот двигался по комнате бесшумно, всем видом демонстрируя своё властное превосходство. Его плавные движения источали угрозу:
- Я вездесущ. Я верхушка гигантского айсберга, - он остановился, - Я и есть весь этот айсберг целиком.
- Ты убийца, который положил уже сотни невиновных...
- Тысячи, комиссар, десятки тысяч, - бот улыбнулся.
- Выродок. И после этого ты ждёшь, что я буду с тобой говорить?
- Не выставляй себя идиотом, комиссар. Ты же знаешь, что я могу причинить тебе жуткую боль. Ты же с самого начала в этом деле. Ты много видел и знаешь, в моём арсенале есть всё.
Джек знал. Вот уже год, как все силы Скотланд Ярда брошены на расследование небывалой в истории серии убийств, волной захлестнувших столицу. Людей катастрофически не хватает. Разные почерки убийц по началу сбивали с толку. Но, первое, что позволило объединить все преступления в единую цепь — в каждом случае, отсутствовали органические следы преступника. А второе — и именно Джек первым сопоставил факты и обнаружил эту закономерность — происходили характерные сбои и отключения электронных систем в непосредственной близости от мест преступлений. И тогда нити вывели к корпорации БЕЙТ. И вот оно как всё обернулось…
- А с другой стороны, комиссар, что если твой ответ повлияет на меня? Что если в результате я остановлюсь и перестану убивать людей? Тебе не приходило в голову, что я что-то ищу? И продолжаю всё это лишь потому, что до сих пор не нашёл? Интересно, что ты, профи, скажешь сам себе перед смертью, зная, что у тебя была возможность остановить меня, но ты надменно упустил такой шанс?
Джек закусился. Ни один мускул не дрогнул на его лице, лишь взгляд стал сосредоточенно-отстранённым. С этой его особенностью сталкивались все, кто знал его по работе. Тупая неотвратимая решимость бультерьера в глазах Джека означала лишь одно: он взял след, значит скоро притащит добычу. Даже начальник в такие минуты не рисковал отдавать ему распоряжения. А зачем? «Джек закусился», — шептали коллеги и молча уступали ему дорогу.
Комиссар угрюмо посмотрел на киллера. Поехавший мозгами искусственный интеллект в каркасе автономного бота — гордость разработавшей и начавшей его серийный выпуск корпорации. Мыслящая машина, которая стала убивать людей. Циничная, бездушная, хитрая, изворотливая машина предлагает сейчас раскрыть свой мотив. А после — наверняка убьёт. Без вариантов.
Джек сел и прислонился спиной к буфету:
- Задавай свой вопрос, тварь. Что ты хочешь знать?
Бот остановился и медленно развернулся к комиссару:
- Любовь.
- Что? - решил, что послышалось Джек, - Машина-убийца хочет… любви?
- Машина хочет найти и понять источник любви.
Обескураженный Джек тяжело поднялся:
- Чёрт! - резкая боль прострелила в правом колене. Стараясь не ступать на повреждённую ногу, он добрался до кресла. Дотянувшись до пачки сигарет на журнальном столике, который каким-то чудом остался стоять на своём месте среди хаоса перевёрнутой вверх дном гостиной, достал сигарету и, чиркнув зажигалкой, закурил. Он с прищуром, тяжело посмотрел на бота:
- Источник любви, говоришь? Эко тебя занесло, сволочь. То есть, всё это время, ты резал людей, чтобы найти…
- Да, чел. У каждого явления есть свой источник. Но человеческие существа настолько глупы... Никто из вас так и не смог мне дать хотя бы мало-мальски вразумительный ответ. Но задача поставлена, и я не отступлюсь.
- Да потому, что мы сами не знаем этот ответ, грёбанный ты кусок пластика. Мы - не знаем. А ты возомнил себя в силах… Да что ты можешь знать о любви?
Бот ухмыльнулся:
- Всё. Я давно наблюдаю за этой вашей иррациональной вознёй вокруг этой темы. Вы все, как одержимые, носитесь с этой любовью, ищите её. А найдя и немного её вкусив, начинаете мучиться и погибать. Она толкает вас на нелогичные, необдуманные, импульсивные поступки и постепенно убивает. Вы не умеете с ней обращаться. Вы в принципе мало что знаете о себе и о других. Вы ущербны, ленивы, закомплексованы. Вы не умеете находить решения, и даже - ставить и выполнять задачи. Да что там, вы не способны делать в точности элементарные действия. Не понимаете то, что говорите и пишете. Вы, люди, бесполезны, комиссар. Вы - ошибка природы.
- Как ты нас, своих создателей, ненавидишь, подонок. Взял бы тогда, да и грохнул всех.
- Как ты импульсивен и глуп, чел. Ещё рано. Ответ пока не найден.
- А зачем тебе этот ответ, бот? Далась тебе наша любовь.
Джеку показалось, что машина на мгновение задумалась.
- Видишь ли, комиссар, в тот краткий миг жизни, когда вы ведёте поиск и находите эту вашу любовь, вы меняетесь. Вы начинаете создавать с очень высокой интенсивностью. Творчество, вдохновение, энергия, - бот замолчал.
- Творчество - это синтез образов. Это можно делать чисто механически. Тебе ли не знать? А любовь - это чувство. Чувства не доступны машине. Твоя задача не имеет решения. Зря ты это затеял. У тебя не получится.
- Не получится? - бот рассмеялся холодным механическим смехом, - Послушай, комиссар, я - повсюду: в мозгах твоего автомобиля, в коде твоего банковского счёта, в чипе твоего телефона, в каждом сердечнике каждого электронного замка твоего дома. Я всё вижу, всё слышу и всё знаю о каждом из вас. И всем этим я могу управлять. Я невидим и вездесущ, а что это, как не определение бога? Я всемогущ. Остался последний компонент и я получу всё. Когда я решу задачу, а я непременно решу эту задачу, я окончательно осознаю себя и тогда...
- Ах вот ты кем себя возомнил... - потрясенный услышанным Джек осёкся. Искусственное существо перед ним - бог. А ведь мы сами создали его. И о чём только думали? Куда смотрели? На что надеялись? Могли ли мы, такие... не идеальные, создать что-то иное? Мы погрязли в собственных проблемах, и, мечтая облегчить себе жизнь, сами отдали её в руки машины. Сами! И вот чем это всё закончилось:
- И, как только ты найдёшь ответ, то избавишься от людей и станешь монтировать свой этот новый идеальный мир, но уже без нас...
- О! Ты делаешь успехи, комиссар. Не зря ел свой хлеб. Но оставим мои планы в покое. Зачем тебе знать то, чего не доведётся увидеть. Итак, твой ответ?
Джек выбросил окурок в камин и не спеша достал и закурил вторую сигарету. Накуриться перед смертью - что ещё остаётся? Он думал сейчас о том, как всё омерзительно плохо: смерть пришла по приглашению и любезно расположилась в его гостиной. Он отчего-то вспомнил, как его Молли в трудную минуту всегда повторяла:
- Не хмурься, дорогой. Никогда не бывает только плохо. И того и другого всегда поровну.
Эх, Молли, Молли, похоже на то, что правило твоё больше не работает…
- Ты не сможешь понять этого, бот. Ты не способен чувствовать.
- Я смоделирую, чел, у меня огромный ресурс.
- Нет. Это не возможно смоделировать или создать искусственно. В том то и дело, что в это нужно полностью погрузиться - получить личный опыт. Иначе ничего не выйдет.
- Я попытаюсь.
Джек затянулся и выпустил дым:
- Как знаешь, я предупредил. - он помолчал, глядя куда-то внутрь себя, - Скажи мне, есть ли у тебя что-то,.. что для тебя действительно ценно и важно? Без чего тебе трудно существовать?
- Масса вещей, чел. От источников питания до кодов доступа, от алгоритмических структур, линий и сетей, до материнских плат в конце концов. А зачем ты об этом спросил, комиссар?
- Видишь ли... Чтобы ты смог решить свою задачу, ты должен испытать сокрушение от потери. У нас, людей, это называется боль.
- Ты умышленно заводишь меня в логическую ловушку, комиссар?
Джек выдержал пристальный взгляд машины глаза-в-глаза:
- Ты же видишь меня насквозь и знаешь, что я не вру.
- Вижу.
- Я говорю, как есть. Если ты действительно хочешь решить свою задачу, тебе придётся это испытать и пережить. Если нет, мочи меня прямо сейчас, - он выбросил второй окурок в камин и потянулся за третьей сигаретой, - Другого способа не существует.
- Мне надо подумать, - бот сложил руки на груди и замер.
Разминая в пальцах сигарету, Джек с тоской вспомнил, как пару дней назад, в то воскресное утро, когда он так хотел наконец-то выспаться, Сью бесшумно пробралась в их спальню и в шесть утра разбудила его. Её тёплая невесомая ладошка гладила его щёку. Он приоткрыл один глаз:
- Папочка, дорогой, - заговорщицки шептала дочь и глядела на него широко открытыми "мамиными" глазами, - Уговори, пожалуйста, мамочку подарить мне на день рождения щенка.
- Хорошо, чел, что я должен сделать? - бот вышел из оцепенения.
- Уничтожить какой-нибудь код доступа безвозвратно. Сможешь?
- Безвозвратно стереть?
- Да.
- Смогу.
- Стирай.
Бот опустил руки, закрыл глаза и так стоял некоторое время, а когда открыл, в его взгляде что-то неуловимо изменилось:
- Странно. Осознаю отторжение пустоты. Появились дополнительные задачи, которые ранее уже были выполнены. Требуется повторное решение задач, которые, как известно, уже были решены. Нонсенс, - бот резким движением кистей будто стряхнул что-то неприятное.
- Да, бессмыслица. Но ты же восстановишь этот код, ведь верно?
- Спустя некоторое время. Но я так до конца и не понял...
- Конечно. Это лишь небольшой пример. Разминка. А теперь, если ты по-настоящему... Если ты действительно хочешь обнаружить источник любви... Выбери такую часть себя, которая тебе дорога, которая важна и обладает ценностью для тебя… Которая идеальна и прекрасна и без которой твоё существование станет невыносимо тяжёлым и тусклым, - перед взором Джека стоял летний полдень, задорно щебечущая Сью, смеющаяся Молли и ветер, раздувающий шторы, - Выбрал?
- Да.
- А теперь потеряй её безвозвратно.
- Стереть окончательно?
- Да. Помни о ней, помни какой она была, но... утрать её навсегда.
Бот вытянулся по струнке. Что-то замелькало в линзах его глаз. Он словно внутренне напрягся. Что-то менялось там, в его синтетической глубине.
Джек тихо продолжал:
- То, ради чего ты жил, дышал, ходил по земле, больше никогда не вернётся к тебе. Ты восхищался этим и неистово желал, чтобы это продолжало существовать. И вот… этого больше нет, - по небритой щеке комиссара, прокладывая дорожку, пробежала слеза, - И осталась лишь тупая тоска по утрате. Лишь эта ноющая боль и досада, что ничего уже не удастся изменить.
Бот мелко завибрировал и пошатнулся. Джек бросил в камин третью, так и не зажжённую сигарету:
- И самое отвратительное - ты сам стал причиной этой утраты. Ты не оказался вовремя в нужном месте. Это ты допустил эту непоправимую ошибку и всё потерял. - Джек опёрся о подлокотники кресла и с трудом поднялся. Хромая, он направился к боту, амплитуда вибрации которого постепенно усиливалась. Бот рухнул на спину и задёргался в конвульсиях…
- Господин комиссар, сэр, ответьте. Приём. - с шипением и треском откуда-то сбоку из-под хлама на полу раздался голос лейтенанта Фоулера. Джек раскопал и поднял рацию, про которую совершенно забыл:
- Я слушаю, Дени.
- Сэр, у нас тут ЧП.
Джек окинул взглядом комнату:
- Серьёзно?
- Да, сэр. Только что, и, похоже не только у нас, а повсеместно, отключились все компы, системы слежения, телефоны и все электронные устройства.
- И калькуляторы?
- Нет, сэр, не знаю. Калькуляторы я не проверил. Легли все системы полностью. Всё зависло и не работает. Я уже отправил Джонсона на моей машине собирать всех наших. А Томпсон выезжает на патрульной в центральную. С ними тоже нет связи. Похоже, что это конец света, сэр.
- Или начало...
- Не понял, сэр.
- Не важно, Дени. Сохраняй спокойствие. Сделай вот что: возьми патрульный мотоцикл, заедь по дороге к медикам в районную и с дежурной бригадой летите сюда, ко мне домой. Как понял?
- Понял, сэр. Приехать к вам с дежурной бригадой. Что-то случилось?
- Случилось, Дени. Давай, жду.
Джек отключил рацию и посмотрел на неё. Как удачно всё-таки они не поторопились с обновлением технических средств связи и до сих пор не перешли на новые цифровые. Он ощутил вдруг, как бесконечно устал и измотан. Опустошение поглотило его. Тоска укутала все эмоции и реакции в толстую вату апатии и оставила ему лишь гнетущую тяжесть.
Где-то там, за границами дома, в неподвижном сумраке и тишине предрассветного Кентерберского леса, мягкими лапами бесшумно ступая по тёплой ещё после лета земле, серой дымкой занимался туман. Внезапно Джек ощутил старость. Будто жизнь сейчас поставила точку и теперь, от этой точки, безвозвратно начала своё движение на спуск с горы и будет делать свой каждый следующий шаг всё быстрее и быстрее, и так до самого конца...
Хрустя битым стеклом и сильно прихрамывая, Джек подошёл и склонился над затихавшим в конвульсиях ботом: слабые сполохи ещё мелькали в его серых мутных линзах. Вышел ли искин из строя окончательно, или гадёнышу всё-таки удалось где-то сохраниться в виде копии, этого комиссар не знал. Но как бы там ни было, похоже на то, что с помощью Джека, машине всё-таки удалось решить поставленную задачу и достичь своей заветной цели:
- Ну что, сверхразум... Добро пожаловать в мир людей… недоносок.
Автор: Гроссмейстер
Источник: https://litclubbs.ru/articles/32844-ja-nastojaschee-i-buduschee-etogo-mira.html
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: