Чтобы было понятнее, каким образом примерно зависимое расстройство личности проявляет себя в жизни человека, приведу пример одного мужчины, назову его Борис.
В своей жизни Борис привык плыть по течению. Он поступил в учебное заведение, которое посоветовали родители, потому что сам не знал, чем хотел бы зарабатывать. Женился на девушке, которая поначалу не вызывала никаких чувств, но которая была активна, принимала за него решения, а ему только отдавала поручения, что нужно сделать. Девушка сообщила, что её родители занимаются бизнесом и они устроят Бориса к себе в компанию и квартиру подарят. Борис согласился, даже с радостью воспринял тот факт, что ему не нужно думать о том, где и как заработать. Однако работал он, по большей части, формально, поскольку главным образом находился на посылках у жены, помогал на даче её родителям.
Жена Бориса вела себя по отношению к нему высокомерно, при малейшем несогласии говорила "вот тебе Бог, вот - порог", что он никто и звать его никак, что должен быть благодарен, что его взяли в эту достопочтенную семью, всё дали и т.д. Несмотря на пренебрежение, Борис не мог уйти от жены из страха лишиться материального благосостояния, хоть оно ему и не принадлежало - всё было оформлено на жену и её родителей. К тому же за годы совместной жизни он попал не только в материальную, но и эмоциональную зависимость. Он сомневался в своей способности найти хорошую работу, испытывал чувство вины перед женой и детьми, старался удовлетворять любые их прихоти: хочет дочь собачку - пожалуйста, а когда собачка ей надоедала, о ней заботился Борис. Мужчина страдал в этих отношениях, но уйти не мог. Спасение находил в алкоголе.
Через какое-то время бизнес родителей его жены разорился, сама жена объявила, что уходит к другому. Борис встал перед необходимостью искать работу, съемное жилье, поскольку из квартиры его выгоняли. Но Борис находился в полной растерянности. Он настолько привык, что почти всё за него определяли другие, что вообще не понимал, как жить дальше. Борис стал пить ещё больше, пока его родные не взялись ему помогать. Он был помещён в центр реабилитации алкозависимых.
Прежде, чем продолжить читать статью, попробуйте поразмышлять, в чём нуждался Борис, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
Зависимое расстройство личности проявляется в следующих паттернах: человек испытывает трудности в принятии повседневных решений, если не получает большое количество рекомендаций, поддержки, контроля со стороны окружающих; испытывает потребность в людях, которые брали бы на себя ответственность за большую часть его жизни; испытывает трудности с выражением несогласия с другими из страха потери материальной поддержки или одобрения, по этой же причине может добровольно вызываться делать неприятные для себя вещи; чувствует преувеличенный страх, что не сможет сам о себе позаботиться.
Данное расстройство формируется при стиле воспитания "доминирующая гиперпротекция", когда ребёнка лишают инициативы, отдают директивные указания, или при попустительском стиле, когда ребёнку многое позволено и нет здоровых границ.
Часто ребёнок копирует паттерны пассивного поведения и избегания конфронтации с кого-то из родителей. Похожий стиль в отношениях с партнёром усугубляет дезадаптацию.
Согласно схема-терапии, у Бориса активизируются преимущественно схемы из кластера "Недостаток автономии/непризнание достижений" и из кластера "Нарушенные границы".
Из кластера "Недостаток автономии" особенно ярко проявлены две схемы "Зависимость/Беспомощность" и "Неразвитая идентичность".
При схеме "Зависимость" человек убеждён, что сам не сможет справляться с повседневными обязанностями взрослого человека и стремится найти того, на кого можно переложить большую часть тех обязательств, в которых он чувствует себя наиболее уязвимым, или избежать выполнения этих обязательств (например, поиска работы, оформления важных документов, налаживания личной жизни).
Важной задачей здесь является развитие навыков самостоятельности.
При схеме "Неразвитая идентичность" человек не ощущает себя отдельной личностью, не знает, кто он и чего хочет от жизни. Часто он предпочитает равняться на значимых для себя людей, имитировать их поведение, не анализируя, насколько оно здоровое и к чему ведёт. Такой человек как губка впитывает их установки, ценности, привычки, настолько глубоко интериоризирует в себя эти фигуры, что, утрачивая их по каким-то причинам, чувствует себя абсолютно опустошенным и потерянным.
Важными задачами здесь являются развитие навыков понимания себя и своих ценностей, своих желаний, формулирования своего мнения, распознавания своей индивидуальности.
Из кластера "Нарушенные границы" особенно выражена схема "Недостаток самоконтроля". У человека с зависимым расстройством личности низкий порог фрустрации. Ему сложно преодолевать жизненные препятствия, ждать своей награды, хочется получить всё и сразу, поэтому выбирается наиболее лёгкий, на первый взгляд, путь - например, взять кредит на то, что хочется, даже если трудно будет его оплачивать или вступить в отношения с тем, кто будет содержать, хоть и эксплуатировать.
Из субъективного страха неспособности позаботиться о себе, не справиться со своими эмоциями в одиночку, возникает страх быть покинутым, остаться одному.
Наиболее частыми копингами поведения являются капитуляция (замирание, пассивность) и избегание (конфронтации, ответственности). При избегании индивид старается отключить эмоции посредством употребления ПАВ, переедания, компьютерных игр и т.п. При капитуляции покорно выполняет прихоти других, приспосабливая своё поведение к их желаниям, пассивно принимает оскорбления, пренебрежение, не предпринимает никаких шагов для удоволетворения своих здоровых потребностей.
Нередко человек с зависимым расстройством личности находит себе нарциссичного партнёра, который над ним доминирует, требует подчинения, эксплуатирует, пользуясь его зависимым положением. Поскольку его зависимость выгодна, с ней не стремятся бороться, поэтому основная дезадаптация начинается тогда, когда человек с ЗРЛ остаётся один. Страх не справиться одному, непереносимость одиночества заставляют его сразу найти объект, которому он снова вверит свою жизнь.
Как правильно вести себя с близким с зависимым расстройством личности?
1. Обозначить границы, чтобы он не сел к вам на шею. Если близкий просит вас найти ему работу или квартиру, поскольку ничего в этом не понимает, скажите, что готовы ему подсказать, например, но не готовы искать за него. Посоветуйте, на что обратить внимание, какие действия предпринять, можно скинуть ему ссылки на нужные сайты. Определите свой порог - до каких пор вы готовы помогать, чтобы эта помощь не входила в конфликт с вашими интересами.
Если он просит в долг, спросите, когда сможет отдать его или возьмите расписку. При невозврате долга, больше не занимайте.
2. Будьте стойки к манипуляциям жалостью, виной. Осознайте, что если вы будете всё время идти у него на поводу, он не вынесет никаких уроков и не приобретет никаких полезных для себя навыков. Можете помочь в обмен на ответную услугу. Если вы будете помогать их жалости или вины, ваш близкий будет чувствовать себя ещё более ущербно.
3. Хвалите его за достижения, дайте почувствовать удовольствие от достигнутого. Например, скажите ему: "Ты справился с этой задачей, ты смог. Как ощущения?"
4. Избегайте давать готовое решение. Выслушайте его варианты и попросите привести плюсы и минусы каждого варианта, оценить последствия и принять наилучшее для него решение.
5. Задействуйте его рефлексивное мышление вместо импульсивного. Если ваш близкий выбирает неадаптивные способы поведения (например, из чувства вины соглашается взять очередной кредит для дочери), обрисуйте негативные последствия данного шага: да, ты ситуативно снизил чувство вины, однако что будет, если твоя дочь не научится жить по средствам, а у тебя закончатся деньги?.
Человеку с зависимым расстройством личности сложно прогнозировать последствия своего поведения, потому что импульсивное мышление преобладает над рефлексивным. Задавая вопросы, обсуждая с ним проблему, вы побуждаете его задействовать рефлексивное мышление.
6. Побуждайте узнавать самого себя, размышлять о его жизненных ценностях, интересах, запрашивайте его мнение, попросите об услуге, в которой он компетентен.
7. Побуждайте его к проявлению здоровой инициативы, самостоятельности. Дайте ему возможность понять, что он способен справиться с повседневными обязанностями без ваших наставлений, например, пока вы в отпуске.
8. Заводите разговор о его жизненных планах на ближайшее время, на год.
9. Избегайте критики. У такого человека и без того очень жёсткий внутрений критик, который ругает его за никчемность. Лишняя критика ему ни к чему. Критикуйте не его, а неадаптивное поведение.
10. Поощряйте развитие его навыков самоконтроля. С импульсивным поведением очень сложно справиться без помощи профессионалов (психиатра, психолога, нарколога, в отдельных случаях). Хорошо, если удастся найти сильный стимул, который будет мотивировать (перспективы новых отношений, ожидание какой-то значимой награды).
А у вас был опыт взаимодействия с человеком с зависимым расстройством личности?