Найти тему
Алексей Лебедев

Из рассказа: "Молитвы о умирающих и мёртвых"

Оглавление

Владимир Челищев (Линденберг)

"За Порог"

Размышления о дальнейшем существовании после смерти

Статья 13: Молитвы о умирающих и мёртвых

«Со своими святыми упокой, Господи, душу раба Твоего, где нет ни боли, ни грусти, ни страдания, но жизнь вечная!». – Из православной Литургии по умершему.

Во всех великих религиях молятся об умирающих и умерших. Для умершего это означает помощь, когда он через смерть обретает новое рождение в потустороннем мире. Освобождение от тела этого мира бывает болезненным процессом.

Сколько лет и десятков лет душа была тесно связана с телом в единство, и они соответствовали друг другу. И вот, приходит момент расставания, освобождения. Отняты имущество и близкие люди, круг задач и забот о супруге, детях. Так ещё и собственное тело отбирается! Душа остаётся только с сокровищем переживаний и воспоминаний, сумму которых составляет всё, чем человек был в течение жизни. И он переходит через порог в новую, сначала чуждую и незнакомую, и некоторых пугающую жизнь.

Правда, мы говорим, что некто отправился домой. Если бы для него это было так, то отправление домой всегда было бы радостным. У нас есть пример возвращения блудного сына. Оно тоже сопровождалось страхом, содроганием и сомнениями, но отец отнёсся к отступнику по-доброму. Так некоторые из нас уходят в полном сознании домой, а другие из последних сил упираются у отеческого порога.

Одной из древнейших из известных нам литургий по мёртвым является египетская «Книга Мёртвых», которая датируется примерно 4 000 годом до нашей эры, а может быть и ещё более ранняя. Предполагают даже, что эту литургию имели ещё народы, населявшие долину Нила до египтян.

В древнейших пирамидах и погребальных пещерах высечены выдержки из Книги Мёртвых на стенах и крышках саркофагов. Египтяне верили в вечную жизнь после смерти. По их пониманию душа умершего находится на Небе на стороне Бога, где самое святое место, и становится богоподобным Ангелом.

И он сидит рядом с Богом на большом троне. И он сам становится «Богом, сыном Бога», и Боги становятся его братьями. Его одевают в сияющие одеяния и венчают уреритовой короной. Там нет голода и жажды, болезней и страдания. Он ест и пьёт вместе с Богами божественную пищу, которая делает его бессмертным. Это хлеб бессмертия и питьё бесконечности. Он свободно передвигается в Небе, как и Боги.

Но пока не наступит такое вобожествление души на Небе, родственники, друзья и священники этой религии должны душе умирающего и умершего помочь ориентироваться, так как она там подобна новорожденному ребенку, вступающему в новый для него мир. В похоронном ритуале поют гимны, которые должны запечатлеться в душе, отправившейся в путешествие.

«Ты спрашиваешь, кто нас принесёт,

Кто нас принесет в царство,

В царство, которое в Небе? –

Птицы в воздухе,

Животные, кишащие на земле,

Рыбы, плывущие в море.

Они все тебя будут нести,

Принесут тебя в небесное царство,

Которое в твоём сердце.

Здесь начинаются изречения,

Которые повествуют о восхождении души

К совершенному свету дня.

Повествуют о её воскресении в духе,

Вступлении в область потустороннего,

О её путешествии туда.

Здесь говорятся слова

В день погребения,

Когда душа вступает в потусторонние миры,

Расставшись с жизнью. …

Божественные духи, которые очищенные души,

Сопровождают к священному месту обитания Озириса.

Хотел бы я слышать, как вы, видеть, как вы,

Пребывать, как вы, по доброй воле,

Хоть стоя, хоть сидя! …

Вы, Божественные Духи, смотрите, как вместе с вами

Шествует моя душа, и говорит, обращаясь к вам:

Как и вы сами, она освящена, ибо, весы судьи

Для неё отменены.

Вот, прихожу я к царству Истины-Справедливости

И, как живое Божество, обретаю венец.

Велико моё сияние среди Божеств,

Которые меня со всех сторон окружают.

Сижу с ними равнорожденным братом …

(Перевод на немецкий Людвига Голдшнейдера).

Устами священника спрашивает душа, кто такие Боги, кто такие Гении, которых она встречает, и священник отвечает и называет ей имена и особенности Богов. Так её со ступени на ступень проводят через Элизиум египетских Богов. Только после того, как душа познакомится с Небесным царством, и очистится от всех шлаков земной телесности, её принимают в качестве Гения.

Вероятно, такой же древний ритуал описывается в тибетской Книге Мёртвых «Бардо Тодоль», которая возникла определенно задолго до появления Буддизма и Бон-религии. Там также умирающие и умершие обретают помощь и водительство.

Священник говорит умирающему такие слова: «Состояние сознания отделяется от твоего тела и входит в Бардо. Призови свою энергию, чтобы ты переходил порог с ясным знанием. Ясность, которая излучается из бесцветного пустого света, будет быстрее молнии тебе освещать и тебя обволакивать. Не бойся, что ты вернешься и что потеряешь сознание. Погрузись в этот свет!».

В момент, когда умирающий делает последний вдох, священник начинает назидание и ведение души в потустороннем мире:

«Ты просыпаешься, как из сна.

Знай, что ты покинул своё тело, которое ты одухотворял.

Взгляни на него, оно лежит неподвижно.

Почувствуй отсутствие сожаления.

Почувствуй отсутствие связи с ним.

Не задерживайся на тех, кто были твоими родными и друзьями.

Не вздумай с ними разговаривать.

Твой голос беззвучен, они тебя не услышат.

Не задерживайся, чтобы освятить области,

Осмотреть предметы, которыми ты обладал …

Не пытайся восстановить связи с ними, освободись от них.

Знай, что ты создал видение из ничего не стоящих форм.

Если ты не можешь мгновенно осознать освобождение,

В котором свет истины тебя обволакивает,

Будешь ты продолжать снова видеть приятные или горькие сны. В это время мы будем вынуждены добиваться познания …».

Душа привязывается к тому, чтобы освободиться от физического тела, страстных стремлений, а также воспоминаний иллюзий этой сферы, а также последовать всё возрастающему желанию снова воплотиться, чтобы через все опасности проложить дорогу к вечному свету Нирваны.

«Ты сам произнесешь приговор над своими собственными симпатиями и выберешь принять участие в том или ином новом рождении. Никакой ужасный Бог тебя не заставляет. Ты идёшь один. Образы пугающих существ, которые тобой овладевают и заставляют тебя поторопиться с новым рождением, наделены самим тобой силами, живущими в тебе.

Ибо, знай, что кроме твоих собственных призраков тебя не окружают ни Господь Бог, ни судья мёртвых, ни божества, ни демоны, ни победители смерти. Пойми это и будь свободен!».

По верованию православных христиан душа усопшего тотчас попадает на тот свет и подвергается суду. По мнению святого Кирилла Александрийского, душа должна пройти несколько различных стадий в сопровождении добрых и злых Ангелов. На остановках производится суд по отношению к добрым или злым делам. И она, либо признаётся достойной находиться в Раю, либо в предварительной стадии очищается от грехов.

Это скорее собственный суд, чем Суд Божий – интенсивный анализ собственных поступков за время жизни. Душа приходит к тому, чтобы распознавать свои собственные грехи и страдает от страха и трепета перед ожидаемым возможным наказанием.

Это как раз состояние преддверия Ада. Милосердные, добрые и мудрые тотчас после смерти предстают перед Богом и обретают вечное блаженство. Они живут в сообществе святых и блаженных. Здесь, всё же, тоже идёт речь о промежуточном состоянии. Окончательное состояние наступит только после второго Сошествия Христа и дня Страшного Суда.

Православная церковь постоянно молится за умерших, в каждой литургии о помиловании, просветлении, прощении грехов, упокоении, блаженстве и вечной памяти. Священные евхаристические дары приносятся и за святых, и за умерших: «Ещё приносим мы Тебе эту благоразумную службу (жертву?) за в вере усопших отцов, праотцов, патриархов, пророков, апостолов, провозвестников, евангелистов, мучеников, исповедников, воздержанных, и за всякий праведный дух, почивший в вере!» (Литургия Христостомуса, молитва о преображении).

А за умерших молятся: «Ты единственный Творец, который через глубину Твоей мудрости и человеколюбие нас создал, и нам всё необходимое для жизни даруешь, упокой душу раба твоего, который на Тебя, Отец и Бог, всю надежду и упование имел!».

А в молитве к Божьей Матери: «В Тебе мы имеем опору и верную гавань, и заступничество, которые Богу приятны, ибо, Ты Бога родила, Матерь Божия, спасительница верующих!».

«Жизнедатель, о, Господи, наставь меня через Твоё оправдание. Лики святых, как источники жизни и ворота в Рай. Дай мне, заблудшей овце, через раскаяние найти правильную тропу, призови меня, Господи, по имени и спаси меня …

Господи, пусти раба Твоего в Рай, где лики святых сияют, как светильники, дай ему мир и не защитывай ему грехов его!

Трижды светлому Единому Богу поём мы славу: Свят есмь Ты, Отец, Единосущный Сын и Дух Святой! Освети нас, как мы в вере Тебе служим, и спаси нас от огня вечного …

Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя! Слава Тебе Боже в высях!

Упокой, Господи, Ты, Человеколюбец, Господи, с праведниками Твоими душу раба твоего, и укажи ему место в жилищах Твоих, как написано, что Ты Милостивец не взираешь на вольные и невольные грехи и его доброе и недоброе поведение.

Со святыми своими упокой, Господи, душу раба твоего, где ни болезни, ни грусти, ни стона, но только жизнь вечная.

Ты один, Бессмертный, создал человека из земли, землей будем мы снова, как Ты устроил, когда сказал: как ты из земли есть, будешь снова землей – все люди идут одним путём, и со слезами поём мы на гробе: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя!

С духами праведников Твоих упокой о, Господи, душу раба Твоего, сохрани его, Человеколюбец, рядом с Тобой.

В Твоих жилищах, Господи, где Твои святые живут в мире, упокой душу раба Твоего, ибо, Ты, Господи, спускался в Ад и освободил путы страдавших там. Упокой, Господи, душу раба Твоего! … Единственная, беспорочная девственная Богородица, заступись и спаси душу его! …» (Цветистый образный язык восходит к четвертому столетию и применяется в литургии святого Йоханнеса Христостомуса, святого Василия Великого, святого Григория Нациана).

Чудесно-праздничной является поминальная литургия в католической церкви, полной священных символов. Умирающий сопровождается через порог священником и близкими. При принятии священных даров говорится: «Прими, милый брат, как последнее причастие, тело Господа Иисуса Христа, которое тебя оградит от злого врага и поведет к вечной жизни! Аминь!

С верой взываем мы к Тебе, Господь, Святой Отче, Всемогущественнейший вечный Бог, дай принятию священного тела Сына Твоего, нашего Господа Иисуса Христа нашим братом стать лекарство для его тела и души!».

После принятия Святого Дара говорят: «О, Священная Трапеза, в которой пребывает Христос, которая обновляет сознание Его страдания, исполняет сердце милостью и даётся нам в качестве залога будущего блаженства!».

Как и при Крещении, в ритуале, связанном со смертью присутствует свеча, символ духовности человека, которая должна светить. По-возможности, горящую свечу должна держать рука умирающего. При этом говорят: «Прими горящий свет … Когда Господь восторжествует и с Ним все Его святые придут на небесный двор, ты сможешь Его встретить и жить в вечности.».

Как и при крещении, здесь используется «Святая вода», которой касаются лба умирающего.

Торжественно звучит «Литания», в которой ко гробу умирающего призываются все праотцы.

«Спаси, Господи, душу раба Твоего, как Ты спас Ноя от потопа.

Спаси, Господи, душу раба Твоего, как Ты спас Авраама из Ура Халдейского.

Спаси, Господи, душу раба Твоего, как спас Иова от страданий.

Спаси, Господи, душу раба Твоего, как Ты спас Иисака от жертвенного огня и руки его отца Абраама.

Спаси, Господи, душу раба Твоего, как Ты Лота спас из Содома.

Спаси, Господи, душу раба Твоего, как Ты спас Даниэля из львиного рва.

Спаси, Господи, душу раба Твоего, как Ты спас трёх юношей из огненной печи и из руки безбожного царя.

Спаси, Господи, душу раба твоего, как Ты спас Сюзанну от ложного обвинения. Аминь …».

«Отправляйся христианская душа из этого мира во Имя Бога, Всемогущего Отца, который тебя создал, во Имя Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Который за тебя пострадал, во Имя Духа Святого, который на тебя низойдёт … Во Имя Славной Пресвятой Богородицы Марии и её пресветлого жениха Иосифа, во Имя Ангела и Архангела … Которые ещё сегодня приготавливают тебе место, твоё жилище в Небесном Сионе …».

Молятся о прощении грехов: «О, Милосердный Боже, Боже Сострадательный, о Бог, Который от полноты своего милосердия простил грехи грешникам … взгляни милостиво сюда на раба твоего, прислушайся к мольбе его кающегося сердца!».

«О, добрый Отец, восстанови в нём всё, что через земную хилость или дьявольское совращение испорчено, и к телу церкви Твоей присоедини его, как спасенного члена. Пожалей стонущего Твоего, смилуйся к его слезам! Только на Твоё милосердие может он надеяться, восприми его в тайну твоего умиротворения, через Христа нашего Господа. Аминь!».

Милый брат, я отдаю тебя всемогущему Богу, Ему, чьим созданием ты являешься, я доверяю тебя. Когда ты по смерти будешь расплачиваться за грехи человеческой природы, возвратись домой к твоему Создателю, Который образовал тебя из праха земного. Когда твоя душа покинет тело, тебя должен встретить сияющий хор Ангелов, правящий совет апостолов должен к тебе приблизиться, одетые в белое мученики принять тебя в радостную толпу. Лилие-подобная толпа исповедников тебя окружит, ликующие девы окружат тебя хороводом, и объятие радостного мира должно окружить тебя в лоне патриархов.

Милосердная поддержка умирающих, святой Иосиф, поднимет тебя в великой надежде, а Пресвятая Дева, Богородица Мария посмотрит на тебя милостиво. Милосердно и радостно осветит тебя Лик Христа Иисуса, и Его Слово повелит тебе во все времена оставаться с окружающими тебя!».

Умирающему даётся крест для поцелуя и говорится следующая молитва: «Господи, Иисусе Христе, при Твоём святом страхе смерти и Твоей Молитве, которой Ты молился на Масличной горе, когда Твой пот был подобен каплям крови, падавшим на землю, умоляю Тебя: Ты хочешь весь свой кровавый пот, который Ты в состоянии страха так обильно пролил, Богу Всемогущему Отцу принёс в жертву, и представил за многие грехи служителей Твоих. Освободи его в этот смертный час от всякого страха и терзания, что он боится иметь за свои грехи!».

При погребении умерший передаётся небесным властям: «Придите на помощь святые Божии, поспешите навстречу Ангелы Господа, примите его душу и несите её пред лик Всевышнего!». – «Христос примет тебя и Ангелы отведут в Царствие Небесное!». – «Мы передаём Тебе, о Господи, душу служителя Твоего, ибо, он мир покинул, Тебе живя. И то, что он ошибался в своём земном странствии из человеческой слабости, прости по милости своей и из любви, через посредство Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь!».

Мёртвое тело предаётся земле, когда душа уже пребывает со святыми по ту сторону порога. На могиле молятся: «Я есмь Воскресение и Жизнь, кто в Меня верит, будет жить даже и, когда умрёт; и каждый, кто живёт и верит в Меня, не увидит смерти вовек!». – Потом следует:

«О, Боже, Которым всё живёт, и Которым наше тело, когда оно умирает, не теряется, но в большем преобразуется, мы взываем к Тебе и просим Тебя: прости в милости и сострадании всё, что душа служителя Твоего из-за дьявольского совращения, собственной глупости и слабости согрешила против Воли Твоей, и очисти её. Повели Своим Ангелам Святым проводить её в Твоё Царство Небесное, где нет ни боли, ни горя и стенания, где души Твоих верующих ликуют в душевной радости.

И дай, чтобы служитель Твой в день Страшного Суда с Твоими святыми и избранными обрел вечное блаженство, какое никакой глаз не видел, никакое ухо не слышало, никакое человеческое сердце не ощутило, но, которое Ты уготовил тем, кто для Тебя жил, через Христа, Бога нашего! Аминь!».

И, наконец: «Воистину важно и правильно, и ничего не стоит, и целительно (полезно) благодарить Тебя всюду и всегда. Святой Господи, Всевышний Отче, Вечный Бог через Христа Господа нашего. В нём сияет надежда радостного Воскресения.

Пусть угнетает нас неизменная смерть, одно только обетование будущего бессмертия поднимает нас. У Твоих верующих нельзя украсть жизнь, Господи, она будет восстановлена. Когда это прибежище её земного существования обратится в прах, уже приготовлено ему жилище в небесной родине.

Поэтому поём мы вместе с Ангелами и Архангелами, Властями и Престолами, и со всем Небесным Воинством Славу Твоему Великолепию …!».

Из этого чудесного речевого стиля, возникшего ещё в раннехристианских и раннесредневековых гимнах, литаниях и псалмах, исходит великое утешение не только умирающим, но и их близким, прощающимся с покойным.

В евангелическом пространстве, начиная с Лютера, представление о существовании после смерти существенно изменилось. Душа умершего не идёт сразу на Небо, а находится в снообразном состоянии вплоть до дня Страшного Суда. Поэтому в евангелической церкви имеются только молитвы за умирающих и при погребении. Дальнейших молитв об умерших не имеется.

У постели умирающего читают прекрасные изречения из Старого и Нового Заветов:

«Хотя я странствую в тёмной долине, не боюсь я никакого несчастья, ибо, Ты со мной, Твой посох и опора утешают меня.»

«Так говорит Господь: не бойся, ибо, Я тебя избавил, Я позвал тебя по имени, ты мой!»

«Человек при жизни своей, как трава, он цветет подобно цветку на поле. Пройдёт ветер, и его уже нет, и этого места он больше не знает. Но милость Божия из века в век на тех, кто Его боится.»

Иисус Христос говорит: «Мир вам, Мой мир даю Я вам, но не то даю Я вам, что мир даёт. Ваше сердце не пугается и не боится.»

«Когда мы живём, то живём с Богом, когда умираем, умираем с Богом. Потому, живём ли, умираем ли – мы божии.»

«Бог так мир возлюбил, что отдал Сына Своего единородного, чтобы все те, кто в Него верили не были потеряны, а имели жизнь вечную.»

«Господь меня избавит от всякого страдания и выручит меня в Своём Царствии Небесном. Слава Ему из века в век. Аминь!».

У постели умирающего молятся: «Господи, сжалься, Христос, сжалься, Господи, сжалься, Святой и справедливый Бог. Мы склоняемся перед тобой у этого ложа смерти. Мы благодарим Тебя за всё, что Ты сделал для умирающего, и за всё, чем он был для нас через Твою милость. Ты принял его в священном крещении в свои дети и к наследию Твоего обетования.

Через радость и страдания, работу и хлопоты, добрые и тяжелые дни, провёл Ты его, и вот, теперь призвал из этой временной жизни. Мы вручаем Тебе его душу для жизни вечной. Что он из человеческой слабости сделал ошибочно, да будет воля Твоя исправить из своего великого милосердия через Иисуса Христа, Господа нашего. Смилуйся над ним и прими его по Твоему обетованию. Учи нас помнить, что мы смертны, помогай нам постоянно бодрствовать и быть готовыми к последнему часу. Отец Небесный, укрепи и утешь нас, которые через эту смерть опечалены, и веди нас вместе со всеми, кто радостно скончались, к Тебе в Царствие Небесное! Аминь!».

«Мир Господа да пребудет с твоей душой и со всеми нами! Аминь!».

«Господь дал, Господь и взял. Да восславится Имя Господа! Господи, одари его вечным покоем и вечным светом освети его. Да упокоится в мире! Аминь!».

----

Подписывайтесь, что б не пропустить новые статьи

Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.

Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.

#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать #воспоминанияодетстве #лебедевад #лебедевалексейдмитриевич