Найти тему

От Москвы до Владивостока на автомобиле: в России разрабатывают концепцию автотуризма

Оглавление

Россия богата туристическими местами. На Камчатке можно увидеть долину гейзеров, в Иркутской области - чистейшее озеро Байкал, в Дагестане - невероятные горы и старинную крепость Нарын-Кала, в Санкт-Петербурге - роскошные дворцы и разводные мосты, в Краснодарском крае - Черное море. Сегодня внутренний туризм в стране на подъеме. Чтобы это направление продолжало расти, необходимо улучшить транспортную связанность и доступность регионов. Для этого, в частности, сейчас в России разрабатывают общефедеральную концепцию развития автомобильного туризма. Портал «ДорИнфо» рассказывает, что она будет в себя включать, и на каком этапе проект в настоящий момент.

фото: ДорИнфо
фото: ДорИнфо

Разработать концепцию - поручение президента

В начале мая Президент РФ Владимир Путин провел совещание с членами Правительства РФ. Одна из тем, которую обсудили в рамках встречи, - развитие внутреннего автомобильного туризма. На совещании выступил заместитель председателя Правительства РФ по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, а также культуры, туризма и спорта Дмитрий Чернышенко. Он отметил, что, по экспертными данным, в России около 60 млн автолюбителей - если даже половина из них станет автотуристами, то это принесет отрасли примерно 250 млрд рублей в год.

По словам Дмитрия Чернышенко, создание комфортных условий для путешествий рядом с достопримечательностями и объектами культурного, духовного, исторического наследия нашей страны требует создания новых стандартов. В первую очередь, это стандарты для опорной инфраструктуры и единой системы присоединения объектов сервиса к дорогам, съезды, выгодные условия для инвесторов: чтобы была возможность открыть мотель или, например, супермаркет. Зампред подчеркнул, что данный вопрос касается всех субъектов нашей страны: главы регионов данную идею поддерживают.

Дмитрий Чернышенко обратился к Владимиру Путину с просьбой поддержать инициативу по разработке общефедеральной концепции развития автотуризма и придорожной инфраструктуры в стране.

«В рамках этой концепции можно было бы разработать типовые модельные решения и стандарты, которые позволят гарантировать и качество услуг, и развивать автопутешествия по стране. В качестве пилотного проекта я предлагаю начать с проекта трассы Санкт-Петербург - Москва - Казань - Екатеринбург - Тюмень - Владивосток», - сказал Дмитрий Чернышенко.

Президент России на том же совещании отметил, что туристическая отрасль важна и с социальной, и с экономической точки зрения.

«Очень хорошо Правительством была организована работа за прошедшие два года. Мы видим, каков темп и как этот темп растет - по развитию внутреннего туризма. Это очень здорово, и очень хорошо, что наши граждане деньги предпочитают оставлять на территории Российской Федерации, это помогает сделать следующие шаги по развитию отрасли, делать ее более привлекательной», - сказал Владимир Путин.

По итогам совещания глава государства поручил Правительству РФ разработать и утвердить концепцию развития автомобильного туризма в России, определяющую в том числе условия развития сопутствующей инфраструктуры и предусматривающую реализацию пилотного проекта по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург - Владивосток, включающему в себя федеральные трассы «Москва - Санкт-Петербург» и «Москва - Казань». Срок выполнения поручения - 15 июня 2023 года.

фото: ДорИнфо
фото: ДорИнфо

Какая идет работа над концепцией сейчас?

В июне прошел XXVI Петербургский международный экономический форум, на котором обсудили вопрос разработки данной концепции: были рассмотрены лучшие региональные практики и выработан комплекс мер и поддержки для губернаторов и представителей бизнеса.

Как сообщает пресс-служба Министерства экономического развития РФ, основными темами дискуссии на ПМЭФ 2023 стали механизмы создания качественной инфраструктуры для комплексного развития автомобильного туризма, улучшение транспортной доступности регионов, а также строительство многофункциональных зон придорожного сервиса.

«На ПМЭФ под председательством зампреда Правительства РФ Дмитрия Чернышенко в рамках отдельной стратсессии рассматривались основные подходы к ее реализации. В работе приняли участие заинтересованные ФОИВ, регионы и организации. В концепции будут отражены направления по комплексному развитию автомобильного туризма, в частности создание многофункциональных зон дорожного сервиса, законодательное регулирование, а также разработка мер государственной поддержки для реализации запланированных мероприятий», - рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Правительства России.

Пилотный проект «Санкт-Петербург - Владивосток» подразумевает устройство 276 многофункциональных зон, на данный момент создано 80. Как отметил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков, развитие МФЗ - это базовая обеспечивающая инфраструктура для путешествий, но тут важно определить самые эффективные точки для их размещения, опираясь в том числе и на национальные туристические маршруты.

Дмитрий Чернышенко отметил, что развитие автотуризма в России - задача федерального масштаба, поэтому требует оркестровки ресурсов на всех уровнях государственной власти, а также вовлеченности бизнеса и инвесторов. Зампред заявил, что в рамках новой концепции следует четко определить необходимые условия для развития автотуризма и сопутствующей инфраструктуры, а также сформировать модель управления для дальнейшего масштабирования на всю страну.

Как сообщает пресс-служба Минэкономразвития РФ, в прошлом году по нашей стране 22 млн туристов путешествовали на автомобилях, останавливаясь в гостиницах. К 2030 году этот показатель должен вырасти как минимум вдвое - до 44 млн человек. Минэкономразвития планирует создать вместе с экспертным сообществом глоссарий, необходимый для определения основных понятий в автотуризме и его четкой сегментации. Кроме того, министерство поставило цель - увеличить внутренний турпоток до 140 млн человек к 2030 году. Таких показателей можно будет достичь за счет развития автотуризма и организации качественного дорожного сервиса для автопутешественников.

«В составе рабочей группы мы подготовили предложения для скорейшей реализации проекта. Среди них - разработка программы по компенсации затрат частных инвесторов на строительство съездов с трасс и помощь в подключении МФЗ к сетям. Для этого потребуется выделить порядка 13 млрд рублей из федерального бюджета в течение нескольких лет. Эти и ряд других решений позволят раскрыть потенциал российского автотуризма. Это даст импульс для развития экономики регионов и небольших городов и крайне позитивный экономический эффект для всей страны», - отметил на ПМЭФ руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов.

Участники экономического форума высказали мнение, что стране нужен единый национальный стандарт размещения объектов дорожной инфраструктуры с учетом современных требований качества услуг. Этот стандарт должен включать и механизмы формирования земельных участков под размещение объектов придорожного сервиса.

По итогам мероприятия Дмитрий Чернышенко призвал создать новые и расширить действующие меры поддержки, систематизировать и довести эту информацию до потенциальных инвесторов. Также Государственной Думе и Совету Федерации предложено рассмотреть вопрос о законодательном регулировании этого направления и снятии ряда ограничений.

В пресс-службе Министерства экономического развития РФ порталу «ДорИнфо» сообщили, что сейчас в рамках разработки концепции развития автотуризма министерство проводит аналитическую работу совместно с экспертным сообществом и заинтересованными органами власти.

«Одна из задач, над которой сейчас идет работа - определение числа и мест размещения многофункциональных зон придорожного сервиса (МФЗ). Предстоит разработать стандарт для МФЗ, включающий параметры таких зон, объекты, входящие в МФЗ, и их количество. После завершения всех согласительных процедур концепция будет опубликована», - уточнили в пресс-службе Минэкономразвития.

В пресс-службе Правительства страны добавили, что необходимость разработки концепции связана с возросшим спросом среди граждан страны на данный вид самостоятельного туризма. Концепция будет утверждена до конца года с учетом продления срока исполнения по данному поручению.

Ремонт дорог к туристическим местам в рамках нацпроекта

В настоящий момент по всей стране приводят в нормативное состояние автодороги, которые ведут к туристических местам и достопримечательностям. Эту работу ведут в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Ранее заместитель председателя Правительства России Марат Хуснуллин отмечал, что развитие внутреннего туризма дает стимул для роста экономики субъектов РФ: обеспечивается приток инвестиций, создаются рабочие места и формируются новые пространства для развития бизнеса. Чтобы туристический поток продолжал расти, необходимо обеспечить современную и транспортную инфраструктуру - на это нацелен дорожный нацпроект, в рамках которого в 2023 году по всей стране приведут к нормативу 320 участков дорог общей протяженностью свыше 1,8 тыс. км, ведущих к турместам.

фото: ДорИнфо
фото: ДорИнфо

Как сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Росавтодора, количество объектов и их протяженность может возрасти в силу того, что регионы-участники нацпроекта могут заключать дополнительные контракты на ремонты. На данный момент дорожные работы завершены на 127 объектах туристических маршрутов общей протяженностью 349,9 км.

В пресс-службе Росавтодора отметили, что достаточно большой объем ремонтов в текущем сезоне предусмотрен в Алтайском крае: в работе у подрядных организаций восемь участков турмаршрутов общей длиной 38 км. Так, в нормативное состояние приводят участок трассы «Курья - Колывань - Бугрышиха», ведущей на озеро Белое и на гору Синюху, три отрезка автодороги «Алейск - Чарышское», которая ведет к водопадам Аврора и Спартак и к горе Колокольня, участок трассы «Змеиногорск - Рубцовск - Волчиха - Михайловское - Кулунда - Бурла - граница Новосибирской области», по которой можно доехать до соленого озера Бурлинское.

«Безопасные, качественные дороги создают положительные условия для развития туризма. <…> Сейчас субъекты - участники нацпроекта формируют перечни объектов ремонта на следующий сезон, работа по приведению к нормативам дорог, входящих в состав туристических маршрутов, безусловно будет продолжена. Отметим, с 2019 по 2022 год в регионах-участниках нацпроекта к нормативу привели около 6 тыс. км таких дорог», - сообщили в пресс-службе Росавтодора.

"ДорИнфо" https://dorinfo.ru/stat/analitika/v-rossii-razrabatyvayut-kontseptsiyu-avtoturizma/