Всех, кто устал от безграмотности и пустоты современных «произведений», приглашаем обратиться к советской прозе, к повести «Вот пришёл великан» фронтовика Константина Дмитриевича Воробьёва, яркого представителя писателей «лейтенантской прозы». И есть у него такая неожиданно откровенная повесть с названием, позаимствованным из короткого пронзительно грустного рассказа Леонида Андреева «Великан». «...Вот пришёл великан, большой, большой великан. <…> Пришел и упал! Вот смешной! Шёл по лестнице – раз-раз, зацепился за порожек и упал... Так глубокою ночью говорила мать над умирающим ребёнком. Носила его по тёмной комнате и говорила, и фонарь светил в окно, – а в соседней комнате слушал её слова отец и плакал».
История любви, написанная Константином Воробьёвым в 1971 году, начинается цветением черемухи и заканчивается до схода снега. Это действительно нежнейший и мощнейший текст в русской послевоенной прозе.
Итак, 1968 год. Мать с дочкой, старый муж, который озабочен только своей карьерой и репутацией, и герой-любовник – молодой и сильный мужчина. Свободный альбатрос. Сходство судеб, характеров – непреодолимое притяжение. Служебный роман в помещении неизвестной редакции в неизвестном городе.
Оказывается, и в Советском Союзе была жизнь, были эмоции, всевозможные ситуации обсуждались и вовсе не осуждались! Тут и запретная любовь, и приоритет личного над общественным…
По нынешним канонам всемирной паутины можно было бы дать такую аннотацию: «Анна Каренина 100 лет спустя». Любовный треугольник, с учётом изменившихся реалий. И финал, где героиня, в итоге, попадает не под поезд, конечно, а под заседание месткома.
Пожалуй, одно из лучших произведений о любви, разрушенной обывательским ханжеством, которому не в силах противостоять героиня. И правда жизни без счастливого конца.
По воспоминаниям жены Воробьёва, повесть получила довольно забавный отклик. Читатели приняли описанное в ней за правду, и узнавая, что у Воробьёва есть супруга, радовались: слава Богу, нашёл себе порядочную женщину, а не эту «шалавку» из редакции.
Сам же писатель имел другие цели, как следует из его записей: «Провести мысль о том, что старики губят дело. Что они никогда не справлялись со временем, отставали от него, и, чтобы удержаться, тянут время назад». Предполагалось, что это будет повесть о старом и новом, о том, как первое загрызало второе свободно и безболезненно – в любви и творчестве.
Просто удивительно, что эта повесть до сих пор не экранизирована.
Книгу можно взять почитать в библиотеке им. Г.И. Успенского.
Текст: Лидия Губина