Писал давным давно)
Американские подводные лодки класса «Balao» стали настоящим кошмаром для японских конвоев, и это – несмотря на то, что по канонам подводной войны были слишком громадные, слишком неповоротливые, слишком заметные.
Сравните сами – если классическая немецкая «семерка» типа «С» имела надводное водоизмещение 770 тонн, то американская лодка класса «Balao» - 1490 тонн. Если полное подводное водоизмещение «семерки» с трудом превышало 1000 тонн (1070 тонн), то американская лодка имела его в пределах 2070 тонн. Вооружение «американок» было мощным – 10 торпедных аппаратов (6 в носу, 4 в корме), запас 24 торпеды, 127-мм пушка, а так же два 40-мм «Бофорса» и два 20-мм «Эрликона».
Этот тип лодок был назван американцами в честь различных видов рыб: Balao – полурыл синехвостый (рыба, распространенная в Карибском море); Perch – окунь; Unicorn – рыба-единорог. Среди всего этого изобилия водоплавающих была лодка «Tang», названная так в честь рыбки-вонючки, распространенной в Саргассовом море. Вот об этой лодке и пойдет речь.
Лодка была заложена в 1941 году на верфи Марэ Айленд (остров Мааре в 25 милях от Сан-Франсиско), спущена на воду 17 августа 1943 года, а 15 октября, после сдачи испытаний, вошла в состав американского флота. До своего последнего похода лодка успела совершить четыре крейсерства, потопила 18 больших судов противника, один патрульный катер, и спасла 22 американских летчиков.
В последний поход лодка вышла 24 сентября 1944 года из Сан-Франсиско, после капитального ремонта. Командиром лодки был лейтенант-коммандер Ричард Хетерингтон О’Кейн. После дозаправки у острова Мидуэй лодка взяла курс к Тайваню, где совместно с субмаринами «Сильверсайдс», «Триггер» и «Сэлмон», должна была навести шорох на перевозках у северо-восточного побережья Формозы.
Уже 7 октября лодка была на позиции, а 10-11 октября были потоплены грузовые японские суда «Джошу Го» и «Оита Мару». Далее лодка продолжила крейсерство, и наконец 23 октября обнаружила большой японский конвой, состоящий из трех танкеров, 11 транспортных судов и 4 кораблей эскорта. О’Кейн действовал дерзко – ночью он в надводном положении ворвался в середину построения конвоя, две торпеды были выпущены в ближайший танкер из носовых ТА, еще две торпеды поразили второй танкер из кормовых ТА, чуть довернув, О”Кейн разрядил оставшиеся в носовых аппаратах торпеды в последний танкер.
В этот момент один из японских транспортов увидел в свете пылающих танкеров лодку и, дав полный ход, решил идти на таран. Поскольку расстояние между противниками было всего 400 метров, «Tang» не успевала погрузиться, и О”Кейн дал полный ход, миновав всего в 40 метрах корму тонущего танкера. Транспорт был вынужден отвернуть, чтобы не врезаться в танкер. Однако выйдя из периметра конвоя американская лодка была обнаружена японским миноносцем, который сразу дал полный ход и начал вести огонь по «Tang» из носового орудия. Поскольку расстояние было довольно большим (6000 ярдов, или 5500 метров), лодка успела погрузиться и уйти от погони, перед погружением дав залп из кормовых ТА по транспорту, который хотел ее таранить. Неизвестно, был ли он потоплен, но команда лодки в отчете писала, что слышала взрывы. Вполне возможно – это рвались котлы на гибнущих танкерах, может быть был самопроизвольный врыв торпед, может быть действительно попали.
На следующий день «Tang» продолжила патрулирование. Был обнаружен новый конвой, где присутствовали танкера (причем на палубе везшие самолеты), большие транспорта с ящиками и охранение из 3 эсминцев.
Ближе к ночи лодка приблизилась к конвою, первыми мишенями были выбраны больший транспорт, танкер и сухогруз. Лодка поднырнула под охранение и первую колонну, всплыла в середине ордера и дала залп из носовых и кормовых ТА. Две торпеды из кормовых аппаратов пошли в транспорт, четыре торпеды из носовых ТА взяли курс на танкер и сухогруз. Расстояние до целей О”Кейн определил как 900-1400 ярдов. Развернувшись, лодка в надводном положении дала полный ход, оставшиеся две торпеды кормовых ТА были выпущены по танкеру и сухогрузу в качестве «контрольного выстрела», а сама попыталась выйти в открытое море. Несмотря на огонь японского эсминца, «Tang» сумела прорваться, и в надводном положении наблюдала, как утонули сухогруз и танкер, а транспорт, с большим дифферентом на нос, все таки остался на плаву. О’Кейна не удовлетворил такой результат, и предпоследняя, 23-я торпеда была загружена в носовой ТА. С расстояния в 900 ярдов был произведен выстрел, вскоре транспорт остановился, чадя и дымя.
У лодки осталась всего одна торпеда, последняя 24-я, которую кто-то из экипажа предложил сохранить в качестве сувенира. Но О’Кейн приказал зарядить последнюю торпеду в носовой ТА и решил добить больший транспорт. Но все пошло не так как надо. Вскоре после выстрела на радаре показалась цель, быстро приближающаяся к лодке. Оказывается, в механизме торпеды что-то не сработало, и она начала выписывать циркуляцию, причем по сужающейся кривой. Прозвучала боевая тревога, на радаре обнаружилась торпеда, идущая на субмарину. Был отдан приказ увеличить скорость, и дать полный правый ход.
Но, увы, приближающаяся торпеда шла не по прямой. Торпеда двигалась вокруг подлодки по окружности, и диаметр окружности стремительно сужался. Столкновение было неизбежным. За мгновение до взрыва торпеды, капитан О'Кейн успевает отдать приказ задраить рубочный люк. Взрывом его и еще восьмерых выкинуло в море. Выжить удалось только четверым.
Залившая лодку вода погрузила корму «Tang» на дно на глубину 180 футов. Часть носового отсека все еще оставалась торчать над водой.
Приказ О'Кейна, задраить рубочный люк, спас людей. Но, начавшийся пожар в носовом аккумуляторном отсеке наполнил лодку дымом от тлеющих кабелей.
Выжившие матросы привели в действие балластную цистерну, позволившей лодке погрузится, все, кто остался в живых, направились в носовой торпедный отсек. Тем временем японские эскортные корабли начали беспорядочно бомбить глубинными бомбами акваторию вблизи конвоя, атакованного «Tang». Бомбежка продолжалась четыре часа, но ни одна бомба не взорвалась достаточно близко, что бы покончить с лодкой. После прекращения атаки, тридцать уцелевших под руководством торпедного командира лейтенанта Джима Флэнагана приготовились покинуть подводную лодку. За следующие полтора часа, через спасательную камеру попыталось выбраться тринадцать человек, но только четверым удалось выплыть живыми на поверхность.
Перед отходом четвертой группы снова начался пожар в аккумуляторном отсеке, от нагрева начала тлеть резиновая прокладка, вследствие чего герметичную дверь заклинило. Все кто все еще находились на «Tang» уже не могли выбраться. Из восьмидесяти восьми человек экипажа «Tang», уцелели только пятнадцать.
Выжившие были подобраны японскими кораблями и отправлены в лагерь для военнопленных в Омори. 29 августа 1945 года лагерь был захвачен армией США. К тому моменту из выживших моряков «Tang» осталось только девятеро. Среди них были капитан О'Кейн и лейтенант Флэнаган.
О'Кейн рассказал правду о гибели подлодки, из торпедного аппарата торпеда вышла в полном порядке, но что-то случилось с механизмом рулевого управления торпеды, и, развернувшись, торпеда нацелилась на собственный корабль.
Послевоенные отчеты подтвердили потопление в последней атаке лодкой двух крупных транспортов - Kogen Maru и Matsumoto Maru. Всего за все пять патрулей лодка потопила 31 корабль общим водоизмещением 231500 тонн. Так погибла в последнем походе «рыбка-вонючка».
Использованные материалы:
http://www.placename.ru/page-id-379.html
http://www.cartalana.ru/underwater-06.php
http://tsushima4.borda.ru/?1-0-40-00000314-000-0-0
http://www.ss563.org/ss-306.html
http://en.wikipedia.org/wiki/USS_Tang_%28SS-306%29