23 ноября 1989 года из города Калинин в Ленинград, на адрес «Проспект Ветеранов д. 99 кв.101 Цою В.» было отправлено письмо следующего содержания:
«22.11.89. Здравствуйте Виктор. Пишут вам поклонницы Вашего творчества. Уже год как мы следим за деятельностью группы «Кино». У нас есть все ваши магнито-альбомы. Знаете, мы никогда не слышали таких искренних песен. В них есть родственная нам душа, они просты и понятны. Вы нам нравитесь как человек, особенно Ваш спокойный и независимый характер. Оставайтесь таким и дальше. К сожалению, мы пока они связаны с клубами поклонников Вашего творчества в Москве и Ленинграде, поэтому пишем на свой страх и риск. Недавно мы были на Ваших концертах в Москве. Мы специально ездили в Москву за билетами, которых конечно не было. Нам посчастливилось застать билеты у входа в УДС «Крылья Советов», и в результате мы попали на два Ваших концерта. Трудно описать то впечатление, которое мы получили. Нам очень жаль, что Ваши концерты в Ленинграде были отменены, но надеемся, что в ближайшем будущем они состоятся. Пусть Вас не беспокоят пустые места в залах. Их не было и не будет! На Ваши концерты сейчас также трудно попасть как и раньше. Желаем Вам здоровья, успехов, всего доброго в жизни. Ждем в Твери. Извините нас за стиль. Мы никогда не писали подобных писем и почти уверены, что Вы нам не ответите, но надеемся что хотя бы прочитаете это письмо. Если Вы вдруг захотите нам ответить, то пожалуйста напишите день Вашего рождения. Нам очень хотелось бы Вас поздравить. С уважением Света и Наташа.
P.S. Привет всем членам группы «Кино». Юре Каспаряну, Игорю Тихомирову, Юре Гурьянову.
_______
Цой получил это письмо, открыл его, прочел, но как я понимаю, не ответил. И в феврале заскучавшие девчонки отправили Виктору еще одно послание.
«Здравствуй, Витя! Мы тебе писали одно письмо, теперь пишем второе. Это уже известные тебе (если ты читал первое письмо) Света с Наташей. Поскольку у нас только твой адрес, нам писать некому, хотя мы очень любим как «КИНО», так и многие другие группы Лен.Рок.Клуба. 17 февраля мы приезжали на могилу Саши Башлачева, а заодно и заехали к тебе, но в квартиру позвонить побоялись (вдруг выкинешь, все-таки мы незнакомы). Но, может быть, в следующий раз (это будет 1 мая) наберемся смелости (наглости) и все-таки позвоним в твою квартиру. Поскольку в Твери дикая скука, в свободное время заняться нечем, мы стараемся как можно чаще приезжать в Питер на тусовки — хоть какое-то развлечение. С нетерпением ждем твоих новых песен. Извини за такие сумбурные записки в конверте. Не ответишь, ну и пусть - напишем в третий раз. Привет Юре, Игорю и Густаву. 28.02.90. Света, Наташа. Калинин».
В середине февраля 2023 года мне удалось разыскать Светлану и Наталью, и переговорить с ними.
Светлана Жигачева:
Началось все в 1988 году. Я узнала о существовании Цоя из журнала «Советский экран». Подруга Наталья принесла статью о фильме «Асса». Вот с тех пор мы и узнали о нем, о лидере группы «КИНО». Вот и получилось, что именно с творчества Виктора Цоя и группы «КИНО» у меня все началось. Мне было 15 лет, и я отправилась в плавание под названием рок-н-ролл… Потом мы поехали в Питер, нашли ларек на станции метро «Удельная» (или «Черная речка») и записали официальные альбомы и квартирники (не только Фирсов мог!). Любимые альбомы «Сорок пять» и «Группа крови». Любимые песни «Легенда» и «и снова приходит ночь»…Затем вышел фильм «Игла», который, мы с Натальей посмотрели раз 17. Выучили его наизусть и даже сделали магнитозапись с наложением нашего текста (на бобинный магнитофон «Комета»). Мы были на пяти концертах «КИНО»: в Москве - в «Крыльях Советов», в Олимпийском, в Питере - в СКК имени Ленина (парк Победы). Помню отчетливо и Цоя и «КИНО», так как впечатление было колоссальное, непередаваемое, на эмоциях. В Питере было стыдно за публику, так как перед выступлением «КИНО» играла группы «Нуар Дезир», и ее, соответственно, обсвистали и закидали.
О смерти Вити узнала от мамы, когда вернулась поздно ночью из поездки. Мама мне сообщила, я не поверила, включила телевизор, ну и в новостях сама все услышала. В ночи прибежала Наташа вся в слезах, всю ночь проревели. На следующий день мы уехали в Питер, с поезда сразу в рок-клуб. Было настоящее горе. Как будто хоронили родного человека…
19 августа 1990 года мы были одними из тех, кто находился перед входом на Богословское кладбище, ждали, когда нас пустят к могиле. Потом участвовали в шествии от БК до Дворцовой площади. Было очень много народа…
Насчет писем Виктору Цою я совсем не помню, когда мы их писали. Я, конечно, очень ошарашена такой новостью… Я до сих пор слушаю Цоя и очень дружу с Натальей, всегда по возможности, когда приезжаю в Питер, мы ходим на Богословку, на могилу Цоя,. Для нее 21 июня и 15 августа вообще такие дни… Наташа сейчас живет в Питере, я живу в Москве. Я приезжаю в Тверь к маме и тут узнаю такое… Когда я увидела их и узнала, у меня был настоящий шок!!! Это просто невероятно! Мне очень интересно, столько лет прошло…Мне очень приятно, я так рада!! Такие отголоски прошлого… И сказать, что это неожиданно – ничего не сказать! Цой и его песни сформировали мое мировоззрение. Конечно, не только он, потом как слоями постарались в моем становлении «Алиса», «Аквариум», «Калинов мост», Александр Башлачев, Юрий Наумов, «Нате», Юрий Шевчук и другие. Рок - это наркотик, без которого я не могу. Это больше музыка. Это – жизнь. Потому как через музыку приходит и соответствующая литература - Ф. Ницше, К. Кастанеда, Х. Кортасар,
У. Блейк, Г. Гессе и многое другое. Моя жизнь в 1990-2000 годах, так или иначе, была связана с рок-музыкой. Я работала на «Нашем радио» (регион город Тверь), кроме основных обязанностей (я финансист) занималась организацией рок-концертов в своем городе, в организации фестиваля «Нашествие». Сейчас я работаю в кинопроизводстве, до сих слушаю группу «КИНО» и вообще много всякой хорошей музыки. Еще я смотрю на мир через фотообъектив. Фотография это мое хобби и способ самовыражения…
Наталья Елисеева:
Впервые услышала Цоя в фильме «АССА». Сам фильм мне не очень понравился, а Цой зацепил. Собственно, только он там и зацепил. Те несколько минут, когда он пел «Перемен», меня потрясли. После этого захотелось узнать, а кто это вообще? До этого я из рока только Гребенщикова, пожалуй, и слышала. Мы были на пяти концертах: на трех в УДС «Крылья Советов» под Москвой, один в «Олимпийском», потом сразу в этот же вечер поехали на концерт в СКК в Ленинград. Точные даты не помню…Кто первый предложил написать Цою тоже не помню, сочиняли вместе, писала Света, у нее почерк лучше.
Со смертью Цоя небо упало на землю. Я узнала 15-го вечером от отца и из новостей по ТВ, ушла к Свете, мы проплакали всю ночь, утром взяли билеты в Питер и поехали на похороны. До 19-го сидели в основном во дворе Рок-клуба, 19 утром поехали на БК. Там потеряли друг друга, вечером встретились на вписке. Потом до отъезда в Тверь каждый день ездили на БК и Камчатку… За все эти годы отношение к Цою у меня не изменилось. Я всегда буду ему благодарна за то, как он изменил мою жизнь, научил быть сильной и независимой. В определенном смысле он всегда со со мной. Строки из песен и цитаты всплывают в памяти машинально в любых ситуациях. Очень нравится проект Каспаряна с симфоническим оркестром… Музыка Цоя и «КИНО» в свое время перевернула мою жизнь, дала мне силы жить дальше и бороться за себя. Собственно благодаря этому, я стала тем, кем есть. То, что наши письма дошли до адресата - повергло нас в шок. Я лично вообще забыла, что мы что-то там писали. В общем-то, я не верила, что их прочтут. Ему же вся страна писала. А они даже в архиве сохранились. Поразительно. Сейчас я живу в Санкт-Петербурге, работаю, в свободное от работы время путешествую по России и по миру. Периодически езжу в Тверь…
От себя лично хочу сказать Светлане с Натальей огромное спасибо за отзывчивость, за рассказы, фотографии и память. Низкий поклон!