Картина "Станчик" 1862 г. Яна Матейко.
Полное название картины: "Станчик при дворе королевы Боны после взятия Смоленска"
Станчик был королевским шутом при польском дворе.
Современники отмечали тонкий ум, интеллект и осведомленность Станчика об актуальных политических событиях.
Интересно, что официальных изображений Станчика не сохранилось, поэтому Ян Матейко подарил герою картины собственное лицо.
Момент картины запечатлел реакцию Станчика на взятие русскими войсками Смоленска.
Примечательно, что это событие не совсем сходится с содержанием письма на столе Станчика, на котором написано «Самогития» (название провинции Литвы, в которую тогда входил Смоленск) а также другая дата (1533 г.), которая не соответствует дате захвата крепости - 1514.
Ян Матейко отразил обеспокоенность Станчика за судьбу отечества по мотивам следующего сюжета.
Как-то со Станчика некие озорники решили сорвать одежду, после чего, в таком виде, его отпустили. Сигизмунд Старый, король Польши, посочувствовал шуту, на что получил ответ:
"Это ещё ничего. Вот у тебя, король, отобрали Смоленск - а ты молчишь".
Комета в левой части картины над Вавельским собором (местом коронации Ягеллонов) - символизирует надвигающуюся катастрофу, которая ждет Речь Посполитую после утраты ключевой крепости (комета в искусстве - предвестник смуты и и войн).
В правой части картины, в залитой светом зале, находятся веселящиеся дворяне, которые не понимают последствий своих решений.
Элиты празднуют победу в Оршанской битве, игнорируя плохие новости о сдаче Смоленска.
Там же находится карлик, держащий в руках лютню.
Лютня, символ славы, в руках карлика превращается в символ упадка нравственности и вырождения династии польских королей.
Настроение Станчика подчеркивается мраком комнаты.
При этом, фигура шута освещена светом, не имеющим источника.
Предположительно, это может быть "свет истины", который свидетельствует о правоте размышлений героя картины.
Драматичность момента дополнительно подчеркивается позой шута.
Потрясенный, Станчик рухнул на стул, о чем свидетельствует напряженная поза, а также скатанный под ногами ковер.
Справа от зрителя, на полу лежит брошенный кадуцей - символ согласия и примирения. Еще один предвестник будущих раздоров.
"Станчик" Яна Матейко принес славу 24-летнему художнику, а также закрепил в польской культуре как образ мудрого шута, так и идеологический образ обеспокоенных патриотов.
Картина была приобретена в 1881 г. в Париже, после чего она хранилась в Национальном музее Варшавы.
Во время Второй Мировой войны картина была похищена нацистами. Позднее ее обнаружили в 1944 г. в СССР. В Польшу "Станчик" вернулся в 1954 г.
Картина признана шедевром и самым узнаваемым полотном Национального музея Варшавы.