Найти тему

КИНОМАРАФОН БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ

Помните, как раньше родители отгоняли нас от экранов телевизора, чтобы мы не портили зрение? Время пузатых кинескопов прошло, но стали ли безопаснее современные экраны, ведь сегодня мы проводим с ними гораздо больше времени? Существуют ли безопасные устройства изображения?

Кинескопы действительно портили зрение: мало того, что они имели заметное электромагнитное излучение, и это решалось дистанцией, но еще и сильное мерцание изображения, в силу несовершенства технологий. Длительный просмотр телепередач и правда сильно утомлял зрение.

Современные телевизоры и мониторы лишены прошлых проблем, сейчас изображение формируется не электронно лучевой трубкой, а прямо на жидкокристаллической матрице. В качестве её подсветки для уменьшения габаритов начали применять массив светодиодов.

Они действительно достаточно компактны и эффективны, но давайте посмотрим, как они формируют белый свет, как выглядит полный спектр этих источников света. Ведь по большому счету источник изображения должен имитировать солнечный свет – его спектральную составляющую по всем цветам – так чтобы изображение максимально соответствовало тому, что было на съемочной площадке и прошло через руки режиссера.

-2

Есть несколько способов получения белого (то есть смешанного) света у LED. Чаще всего используют сочетание коротковолновой электролюминесценции (ЭЛ) синего цвета и желтого (иногда зеленым и красным) излучающего люминофора, нанесенного на внешнюю поверхность светодиода. В результате фотолюминесценции (ФЛ) люминофоры поглощают излучение светодиода и повторно излучают на более длинных волнах. Совместный поток и создаёт «белое освещение», но его спектр не полноценный.

Как можно видеть - при таком подходе трудно достичь достаточной спектральной плотности мощности в красном спектре, поэтому приборы, использующие неорганические светодиоды имеют более низкий индекс цветопередачи (CRI). И вместе тем - белое освещение может содержать избыточное короткое синее, а иногда и УФ излучение, которое вредно для здоровья человека.

Воздействие синих длин волн высокой интенсивности связывают с макулодистрофией (поражение сетчатки глаза и нарушение центрального зрения). Вместе с тем, воздействие синего света влияет на мелатонин, так называемый «гормон сна», и при его изобилии в вечернее время нарушается качество сна.

Лишь современные OLED, QLED матрицы смогли решить проблемы избыточного синего в своём спектре, так как имеют усовершенствованную технологию получения белого цвета. Но как вы сами знаете - при равной диагонали устройств такие телевизоры стоят кратно дороже обычных LED.

-3

Вместе с тем, LED и OLED по своей сути являются устройствами постоянного тока. Преимущество такой работы заключается в отсутствии мерцания освещения, которое вызывает усталость глаз, головные боли, тошноту. Однако, происходит это только на полной яркости.

В большинстве случаев всем приходиться уменьшать исходный световой поток, т.е. яркость телевизора. Регулируется она в таких телевизорах величиной протекающего тока. По мере его уменьшения спектры излучений могут смещаться из-за разной эффективности генерации красного, зеленого и синего света. Так как величина протекающего тока регулируется с помощью широтно-импульсной модуляции (ШИМ), то начинает возникать мерцание изображения.

По этим причинам обычные доступные всем мониторы и телевизоры из-за особенностей работы подсветки являются зачастую источником не самого здорового изображения для длительного просмотра, и могут привести к множеству проблем, таких как мигрень, головные боли и напряжение глаз, вызывая дискомфорт и рассеянное внимание.

-4
Хотите избежать этих проблем – смотрите в сторону OLED/QLED мониторов с высокими технологиями коррекции изображения, и сертификатами, подтверждающими проработанную защиту зрения.
-5

Но есть на рынке еще один источник изображения обладающий дополнительными плюсами – проектор.

Масштаб изображения потрясает!
Масштаб изображения потрясает!

В большинстве домашних проекторов до недавнего времени использовались металогалогенные лампы высокого давления. Они имеют равномерную спектральную характеристику светового излучения.

Проблемой этих ламп является постепенная потеря яркости вплоть до 50 % за время эксплуатации источника. Правда учитывая срок службы таких лампы 3500-5000 часов, при ежедневном просмотре на проекторе 2-х часового фильма, лампы хватит в среднем на 5 лет! А её замена обойдется всего в 10-20 т.р., так что финансовая нагрузка получается не такая уж большая.

К слову есть у проекторщиков и ртутные газоразрядные лампы для проектора, лишённые проблемы постепенного снижения яркости, а срок службы увеличен до 6000-8000 часов.

Есть вообще решения с ксеноновой лампой – она обладает потрясающей мощностью и практически идеальным спектром излучения, сходным с солнечным светом. Но вещь достаточно дорогая, и используется как правило в коммерческих кинотеатрах.

Сравнение спектров различных источников света
Сравнение спектров различных источников света

Почему я не рассказываю про ныне модные проекторы на светодиодах и лазерных источниках? По причине рассказанной в первой части статьи – они имеют не самый идеальный спектр цветов. Говорить об исключительной чистоте цветового пространства и его точности можно лишь в самых дорогих решениях.

Кроме того,
светодиодные проекторы пока не могут развивать яркость достаточную для больших экранов 120-150” в условиях неидеально затемненной комнаты.
А
лазерные проекторы в большинстве своем имеют проблемы с неестественной насыщенностью синих цветов (фиолетовят) и цветовых переходов, так как чаще всего используется один (самый мощный) синий лазер, а остальные первичные цвета получаются гибридным способом – возбуждением люминофора или дополнительным использованием светодиодов.
И кроме того, большинство таких проекторов построены на DLP технологии, имеющий «детские болезни» в виде мерцания цветов и «радужки» на изображении.

Способ формирования цветного изображения лазерных УКФ проекторов
Способ формирования цветного изображения лазерных УКФ проекторов

Что еще мы получаем при просмотре изображения с лампового проектора, имеющего самый полный спектр излучения и возможность создания огромного экрана за доступные средства?

Так как проектор светит в экран, а не в наши глаза, то мы видим отражённый от него свет. То же самое происходит с нами в обычной жизни:

весь мир вокруг миллионы лет эволюции мы видели только в отраженном солнечном свете.

Все современные телевизионные панели работают по принципу самостоятельного излучения света сразу в глаза зрителя. Это конечно даёт высокую яркость изображения даже в дневное время, но вызывает вопросы усталости нашего зрения и некой неестественности восприятия.

Важно понимать, что зрение умеет различать излучаемый свет и отраженный от предметов, даже если у них одинаковый спектральный состав. Поскольку в ходе эволюции у человека было всего два источника света - Солнце и костер, присвоение цветов имело практический смысл только для несамосветящихся объектов: малиновый, розовый, изумрудный. После изобретения искусственных источников света мы пытаемся приспособить к ним старые понятия, но «зеленый» цвет на мониторе мы физически не можем воспринимать одинаково с тем «зеленым», которым обозначаем зелень листьев или травы. И приложив к монитору лист бумаги, мы никакими настройками монитора и освещения не добьемся, чтобы лист полностью слился с экраном.

А вот изображение, формируемое на проекционном экране, воспринимается нашим мозгом как раз в отраженном свете.

-9

Есть еще один момент, связанный с экраном. Проекционный экран – это как правило абсолютно матовая поверхность с равномерным отражением (ламбертовая). На ней не может быть никаких бликов и отражений, свойственных любым телевизионных панелям, имеющим поверх матрицы защитное «стекло». Да, из-за высокой яркости изображения блики и отражения комнаты на экране телевизора маскируются, и помогает в этом мозг - как бы «вычитающий» из полезного постоянно движущегося на экране изображения те участки, что остаются статичными. Но всё это дополнительно добавляет утомляемости мозгу, его незаметное раздражение. В конце концов теряется магия, вовлеченность просмотра.

По всем указанным выше причинам настоящие домашние кинотеатры, пусть даже расположенные в обычной гостиной делают всё-таки на основе проектора. По мимо качественного и безопасного изображения он создает беспрецедентный масштаб. Телевизор может оставаться в такой комнате, но лишь вторым источником просмотра.

А чтобы вписать огромный экран в современный интерьер безболезненно – пользуйтесь не рулонными экранами, а проекционными красками Wall Screen Paint. Вдохновиться идеями интеграции таких экранов в жилом интерьере вы сможете на нашем сайте в разделе ПОРТФОЛИО.