Помните, как раньше родители отгоняли нас от экранов телевизора, чтобы мы не портили зрение? Время пузатых кинескопов прошло, но стали ли безопаснее современные экраны, ведь сегодня мы проводим с ними гораздо больше времени? Существуют ли безопасные устройства изображения?
Кинескопы действительно портили зрение: мало того, что они имели заметное электромагнитное излучение, и это решалось дистанцией, но еще и сильное мерцание изображения, в силу несовершенства технологий. Длительный просмотр телепередач и правда сильно утомлял зрение.
Современные телевизоры и мониторы лишены прошлых проблем, сейчас изображение формируется не электронно лучевой трубкой, а прямо на жидкокристаллической матрице. В качестве её подсветки для уменьшения габаритов начали применять массив светодиодов.
Они действительно достаточно компактны и эффективны, но давайте посмотрим, как они формируют белый свет, как выглядит полный спектр этих источников света. Ведь по большому счету источник изображения должен имитировать солнечный свет – его спектральную составляющую по всем цветам – так чтобы изображение максимально соответствовало тому, что было на съемочной площадке и прошло через руки режиссера.
Есть несколько способов получения белого (то есть смешанного) света у LED. Чаще всего используют сочетание коротковолновой электролюминесценции (ЭЛ) синего цвета и желтого (иногда зеленым и красным) излучающего люминофора, нанесенного на внешнюю поверхность светодиода. В результате фотолюминесценции (ФЛ) люминофоры поглощают излучение светодиода и повторно излучают на более длинных волнах. Совместный поток и создаёт «белое освещение», но его спектр не полноценный.
Как можно видеть - при таком подходе трудно достичь достаточной спектральной плотности мощности в красном спектре, поэтому приборы, использующие неорганические светодиоды имеют более низкий индекс цветопередачи (CRI). И вместе тем - белое освещение может содержать избыточное короткое синее, а иногда и УФ излучение, которое вредно для здоровья человека.
Воздействие синих длин волн высокой интенсивности связывают с макулодистрофией (поражение сетчатки глаза и нарушение центрального зрения). Вместе с тем, воздействие синего света влияет на мелатонин, так называемый «гормон сна», и при его изобилии в вечернее время нарушается качество сна.
Лишь современные OLED, QLED матрицы смогли решить проблемы избыточного синего в своём спектре, так как имеют усовершенствованную технологию получения белого цвета. Но как вы сами знаете - при равной диагонали устройств такие телевизоры стоят кратно дороже обычных LED.
Вместе с тем, LED и OLED по своей сути являются устройствами постоянного тока. Преимущество такой работы заключается в отсутствии мерцания освещения, которое вызывает усталость глаз, головные боли, тошноту. Однако, происходит это только на полной яркости.
В большинстве случаев всем приходиться уменьшать исходный световой поток, т.е. яркость телевизора. Регулируется она в таких телевизорах величиной протекающего тока. По мере его уменьшения спектры излучений могут смещаться из-за разной эффективности генерации красного, зеленого и синего света. Так как величина протекающего тока регулируется с помощью широтно-импульсной модуляции (ШИМ), то начинает возникать мерцание изображения.
По этим причинам обычные доступные всем мониторы и телевизоры из-за особенностей работы подсветки являются зачастую источником не самого здорового изображения для длительного просмотра, и могут привести к множеству проблем, таких как мигрень, головные боли и напряжение глаз, вызывая дискомфорт и рассеянное внимание.
Хотите избежать этих проблем – смотрите в сторону OLED/QLED мониторов с высокими технологиями коррекции изображения, и сертификатами, подтверждающими проработанную защиту зрения.
Но есть на рынке еще один источник изображения обладающий дополнительными плюсами – проектор.
В большинстве домашних проекторов до недавнего времени использовались металогалогенные лампы высокого давления. Они имеют равномерную спектральную характеристику светового излучения.
Проблемой этих ламп является постепенная потеря яркости вплоть до 50 % за время эксплуатации источника. Правда учитывая срок службы таких лампы 3500-5000 часов, при ежедневном просмотре на проекторе 2-х часового фильма, лампы хватит в среднем на 5 лет! А её замена обойдется всего в 10-20 т.р., так что финансовая нагрузка получается не такая уж большая.
К слову есть у проекторщиков и ртутные газоразрядные лампы для проектора, лишённые проблемы постепенного снижения яркости, а срок службы увеличен до 6000-8000 часов.
Есть вообще решения с ксеноновой лампой – она обладает потрясающей мощностью и практически идеальным спектром излучения, сходным с солнечным светом. Но вещь достаточно дорогая, и используется как правило в коммерческих кинотеатрах.
Почему я не рассказываю про ныне модные проекторы на светодиодах и лазерных источниках? По причине рассказанной в первой части статьи – они имеют не самый идеальный спектр цветов. Говорить об исключительной чистоте цветового пространства и его точности можно лишь в самых дорогих решениях.
Кроме того, светодиодные проекторы пока не могут развивать яркость достаточную для больших экранов 120-150” в условиях неидеально затемненной комнаты.
А лазерные проекторы в большинстве своем имеют проблемы с неестественной насыщенностью синих цветов (фиолетовят) и цветовых переходов, так как чаще всего используется один (самый мощный) синий лазер, а остальные первичные цвета получаются гибридным способом – возбуждением люминофора или дополнительным использованием светодиодов.
И кроме того, большинство таких проекторов построены на DLP технологии, имеющий «детские болезни» в виде мерцания цветов и «радужки» на изображении.
Что еще мы получаем при просмотре изображения с лампового проектора, имеющего самый полный спектр излучения и возможность создания огромного экрана за доступные средства?
Так как проектор светит в экран, а не в наши глаза, то мы видим отражённый от него свет. То же самое происходит с нами в обычной жизни:
весь мир вокруг миллионы лет эволюции мы видели только в отраженном солнечном свете.
Все современные телевизионные панели работают по принципу самостоятельного излучения света сразу в глаза зрителя. Это конечно даёт высокую яркость изображения даже в дневное время, но вызывает вопросы усталости нашего зрения и некой неестественности восприятия.
Важно понимать, что зрение умеет различать излучаемый свет и отраженный от предметов, даже если у них одинаковый спектральный состав. Поскольку в ходе эволюции у человека было всего два источника света - Солнце и костер, присвоение цветов имело практический смысл только для несамосветящихся объектов: малиновый, розовый, изумрудный. После изобретения искусственных источников света мы пытаемся приспособить к ним старые понятия, но «зеленый» цвет на мониторе мы физически не можем воспринимать одинаково с тем «зеленым», которым обозначаем зелень листьев или травы. И приложив к монитору лист бумаги, мы никакими настройками монитора и освещения не добьемся, чтобы лист полностью слился с экраном.
А вот изображение, формируемое на проекционном экране, воспринимается нашим мозгом как раз в отраженном свете.
Есть еще один момент, связанный с экраном. Проекционный экран – это как правило абсолютно матовая поверхность с равномерным отражением (ламбертовая). На ней не может быть никаких бликов и отражений, свойственных любым телевизионных панелям, имеющим поверх матрицы защитное «стекло». Да, из-за высокой яркости изображения блики и отражения комнаты на экране телевизора маскируются, и помогает в этом мозг - как бы «вычитающий» из полезного постоянно движущегося на экране изображения те участки, что остаются статичными. Но всё это дополнительно добавляет утомляемости мозгу, его незаметное раздражение. В конце концов теряется магия, вовлеченность просмотра.
По всем указанным выше причинам настоящие домашние кинотеатры, пусть даже расположенные в обычной гостиной делают всё-таки на основе проектора. По мимо качественного и безопасного изображения он создает беспрецедентный масштаб. Телевизор может оставаться в такой комнате, но лишь вторым источником просмотра.
А чтобы вписать огромный экран в современный интерьер безболезненно – пользуйтесь не рулонными экранами, а проекционными красками Wall Screen Paint. Вдохновиться идеями интеграции таких экранов в жилом интерьере вы сможете на нашем сайте в разделе ПОРТФОЛИО.