Именно такую фразу я услышала сегодня, гуляя с сыном на детской площадке. Малышка играла в песочнице, лепила свои пирожки, а мама судорожно носилась во круг девочки, то и дело поучая ее правилам лепки куличиков. В какой-то момент, мне стало жаль девочку.
Почему же так важно оставить малышей в покое (на некоторое время), отстраниться и дать им волю делать то, что душе их угодно?
Не секрет, что ведущей деятельностью детей до 7 лет является игра. Благодаря этому виду деятельности наши малыши познают мир, пересыпая песок из формочки в ладошку, бросая мячики, используя круг от пирамидки как руль.
Возможность устанавливать свои правила развивают фантазию. Ведь, кто из взрослых может придумать, что деревянный кубик для постройки башни может быть и хлебом, и скамейкой, и платформой для выставки машин? А палка, это не просто палка, а волшебная палочка, меч, ложка, а в исключительных случаях может служить даже клюшкой.
Запрет на эти возможности (а подсказка «как правильно» именно и является своего рода запретом и неприятием), может проявиться в будущем, когда ребенок повзрослеет и ему потребуется принять важное решение в его жизни, а он не сможет этого сделать, потому что просто не знает, чего он и как хочет.
Конечно, многие мамы могут сказать, что они заботятся о своих детей и хотят, чтобы они правильно использовали предметы и играли правильно в правильные игры. Но разве это забота о ляльке? Ответьте себе на вопрос: «А не путь ли это в ярко- выраженные неврозы?»
Крайне важно давать малышам свободу действий, если это конечно не выходит за рамки безопасности. Таким образом, ребенок чувствует, что вы ему доверяете, что не сомневаетесь в нем. Эти аспекты определенно играют важную роль в становлении хорошей самооценки.
А как же игры с правилами, развивающие занятия?
Не стоит путать свободную игровую деятельность, когда малыш увлечен сам своей игрой и игрой по правилам. Во втором случае заранее обговариваются правила. В первом варианте - никто не вторгается в игру без приглашения и не навязывает свое видение.
Например: Вы решили собрать пирамидку по размеру или по цветам радуги, и это будет игра по правилам. А если вы наблюдаете как ребенок придумывает свои правила и использует предметы по своему усмотрению, то это его личная игра с его пожеланиями.
Если малыш в свободной игре попросил меня помочь?
Конечно, мы помогаем, но это не значит, что мы всё выполняем за ляльку. Мы показываем пример как можно расстегнуть пуговицу, построить высокую башню или выкопать подземную дорогу для машинки. Целиком всю работу выполнять не надо, а то как малыш научится это делать сам?!
Таким образом, не бойтесь оставить малыша на едине с его играми (но не в комнате, помните, что безопасность превыше всего). Благодаря этому он учится быть самостоятельным, развивает фантазию и учится понимать мир.