Беззаботное лето, полное веселья, восторга души и ярких эмоций, подошло к концу. Его подружки провели вместе, то у одной, то у другой дома. Совместный отдых ещё больше сблизил Эвелину с Натальей. Родителям подруга дочери очень нравилась. Мама Света говорила мужу про Эву:
- Девочка пришла в этот мир открытой, искренней, невероятно доброй. Когда смотришь в её большие глаза, то кажется, что свет из её души через них проникает наружу. Такой лучистый и пронизывающий у неё взгляд. Замечательная девочка! Рада, что у Наты такая подруга!
Наступила осень и новый учебный год. Наташа, как и Эва, поступила в музыкальную школу. Только на фортепиано она не добрала баллов, поэтому ей предложили обучение на скрипке, чему она была несказанно рада. Теперь им совсем не придётся расставаться. А родители Наташки радовались, что ребёнок занят делом. Они не преследовали цель сделать из дочери профессионального музыканта, а хотели, чтобы она научилась играть так, для общего развития, для себя. На день рождения в конце августа Наталье подарили маленькую скрипку со смычком в красивом кожаном футляре. Была она тёмно-коричневого цвета, с выпуклыми деками. Девчонкам инструмент показался волшебным. Каждый день они её открывали и рассматривали.
- Счастливая ты, Наташа! У тебя есть скрипка... Она маленькая, много места не занимает. Можно в любое время на ней поиграть. Не то что пианино...
Этот день Эвелина запомнила на всю жизнь. С утра радостно светило яркое солнышко, лёгкий ветерок волновал золотисто-красную листву на деревьях. Пейзаж на улицах городка был по-настоящему сказочным. Бабушка Ида многозначительно поглядывала на внучку и улыбалась. По-доброму так, ласково. Причину её хорошего настроения Эва поняла, когда вернулась из школы. Дома девочку ждал сюрприз. В большой комнате стояло пианино - чёрное, с узором на передней стенке, надписью золотыми буквами и педалями внизу. Ида подняла крышку инструмента. Чёрно-белые блестящие клавиши завораживали. Эвелина зачарованно смотрела на пианино, боясь пошевельнуться, а её сердечко замерло от восторга! Теперь можно идти в музыкальную школу.
Первый день в музыкалке Эве понравился. Её педагогом оказалась молодая, симпатичная Ольга Владимировна, которая сразу покорила девочку добротой и любовью к музыке. Занятия ученицу не напрягали, а приносили удовольствие. Вот педагог "ставит" ученице руку; вот она учится играть legato всего пять нот - от "до" до "соль" - сначала правой рукой, потом левой. Но однажды Эвелине захотелось большего, и пока учительница разговаривала с заглянувшей в кабинет завучем, она попробовала сыграть сразу двумя руками - вперёд и обратно. Ольга Владимировна повернулась к ученице. На лице застыло изумление.
- Эвелина, это ты сама? Кто тебе показал? Повтори ещё раз!
- Умница! - похвалила завуч, которая стала свидетельницей маленького успеха Эвелины. - Если будешь стараться, то достигнешь больших успехов.
Эти слова вдохновили Эву. Девочка с ещё большим усердием выполняла домашнее задание. Каждый день она усаживалась за инструмент играть, а бабушка Ида - рядом, чтобы наблюдать, чтобы гордиться своей маленькой внучкой...
***
После смерти Генриетты физически Иде стало намного легче, а вот её душевное состояние оставляло желать лучшего, и на это были свои причины. Что же так тревожило пожилую женщину? Пока была жива Генриетта, сестра чувствовала себя просто исполнителем чужой воли. Этой мыслью она себя оправдывала, хотя на деле являлась соучастницей страшного преступления. Ида Павловна часто возвращалась к событиям того дня, когда они украли внучку. На первых порах, наблюдая за страданиями Эвелины, у Иды появилось желание вернуть ребёнка матери, и об этом она сообщила сестре. Генриетта сразу это пресекла.
- Хочешь остаток дней провести в тюрьме? - кричала она в трубку. - Стольких людей по цепочке потянешь за собой... С ума сошла?
С той поры Ида старалась не вспоминать тот день, старалась сконцентрироваться на воспитании внучки. Не каждому на старости лет довелось насладиться чувством огромной нежности и вселенской заботы. Эти ощущения сродни чувству материнства. По-другому и быть не могло, ведь Эвелина росла послушным и ласковым ребёнком. Она была рада во всём помочь бабушке. Широко распахнутые глаза девочки всегда с любопытством наблюдали, как та хлопотала по хозяйству. А как только Эва подросла, то ни одно дело не проходило без её участия. И что было особенно ценно, в её взгляде, манерах и даже ужимках Ида улавливала образ любимого Андрея. О таком ребёнке можно только мечтать, а ей, Иде, это чудо даровано...
После смерти старшей сестры грустные мысли время от времени будоражили сознание женщины. Жизнь бывает настолько скоротечна, что может закончиться в одно мгновение. Так недавно случилось с соседкой по подъезду. Жила себе женщина, не болела, не горевала, со всеми дружелюбно общалась... А вот совсем недавно уснула вечером да утром не проснулась. Ида Павловна переживала... Не за себя, конечно. Её беспокоила судьба любимой внучки. Поэтому она в срочном порядке оформила дарственную на большую квартиру в центре города, которая ей досталась по наследству от старшей сестры.
- Хотя бы жильём будет обеспечена... - успокаивала она себя. Ида всецело посвятила себя Эвелине. Девочка отвечала бабушке взаимностью, потому что больше у неё никого не было на всём белом свете. Эва в полной мере не понимала, но где-то в подсознании у неё жил страх потерять бабушку, поэтому Иде нельзя было болеть... совсем... даже чуть-чуть... Это вызывало панику у девочки.
***
Прошёл первый год занятий в музыкальной школе. Ольга Владимировна души не чаяла в своих учениках. Педагог учила юных музыкантов не только теории, не только любви к музыке, но и уважению и вниманию по отношению друг к другу, уважению к исполнителю, независимо от возраста и умения. Ольга Владимировна больше других видела потенциал в Эвелине.
- Эту девочку поцеловал Бог! - любила говорить она.
Дети в музыкальной школе учились такие разные! И разные были пути, что привели их сюда. Кто-то здесь занимался только потому, что мама с папой так захотели, кто-то ходил просто "от нечего делать"; одним учиться нравилось, другие были с ленцой. Эва среди всех выделялась. Она играла лучше многих старших. А ещё Ольгу Владимировну подкупало отношение ученицы к музыке, её работоспособность и старание. Немного погодя в девочке открылись и другие таланты. Оказалось, что Эвелина обладала чудесным голосом с неповторимым природным вибрато, что было большой редкостью, тем более в столь раннем возрасте.
Педагог с энтузиазмом взялась развивать божий дар своей ученицы. А ещё она создала в интернете блог, где делилась с пользователями успехами своих учеников, среди которых часто появлялось видео с выступлений Эвы.
***
Школа постоянно была наполнена инструментальной разноголосицей и детским пением. Уроки здесь проходили строго по расписанию, никто не опаздывал, для каждого предмета были свои кабинеты. На занятия по теории Эвелина и Наташа попали в одну группу, потому из дома они выходили вместе. До школы можно было дойти двумя путями: коротким - по соседней улице, но осенью и весной там было грязно, и дальним - по уютной и довольно чистой улице. Наташка предпочитала ходить в обход, Эвелина любила короткую дорогу. И, доказывая друг другу, что именно её путь короче, они чуть ли не бежали каждая по своему маршруту. В итоге прибегали в музыкалку почти одновременно, красные, запыхавшиеся и, конечно, задолго до начала занятий. Тогда девчонки отправлялись в класс на втором этаже, где можно было повторить домашнее задание и, если повезёт, то послушать воркование голубей под крышей, а весной - звон капели о железный водослив. Такая вот девичья романтика...