У меня тут произошло небольшое общение со знаменитым Одиноким Волком по поводу развития в Эндуро и идее покупки более легкого мотоцикла... Приведу кусок )
ОВ:
С высоты прожитого, я бы настоятельно рекомендовал выбрать чисто тренировочный хард-эндуро или даже кроссач. Рост - возможно, фактор, я тут не подскажу, какие подходят лучше.
Тренировки на легком эндуро будут отличаться от того, что у Никиты Project18. Условно, на CRF250L тебе будет скучно через месяц-два ездить по местам, где на тяжелых турындах тренируются. А на харде через неделю. Просто зайди на любой канал по эндуро-тренировкам для любопытства - там маленько другие условия, и ты в эти горки с тренером будешь залезать очень быстро. Софты 250-ки для этого уже так себе подходят - на том же CRF ряд продвинутых элементов невозможно делать - у него не хватает мощности, чтобы задирать колесо, когда это требуется, плюс там эргономика полудорожная - не можешь сесть на бак, например, из-за формы седла. Плюс, софты не выдерживают падения мотоцикла с гор и т.д.
Также идея о том, что ты 100-150 км до эндуро школы своим ходом ехать будешь утопична. Злая шашка в таких условиях быстро слижется, а это нужно на тенировках. Плюс, довольно тяжело добираться, потому что на тренировке тебе нужен продуваемый экип, а обратно возвращаться - будешь мерзнуть. Да и в дождь ехать на эндуро по трассе - удовольствие ниже среднего, там все плохо. А иногда будешь возвращаться после падений с синяками. Эффективнее снять гараж возле трассы, либо может в самой школе можно хранить мот. В крайнем случае, на прицепе мот возить. И забить пока на идею с путешествиями - просто тренируйся. Через 20-30 тренировок сам поймешь, хочешь дальше продолжать или нет - тогда и поменяешь хард на софт. Хотя, скорее всего, через столько тренировок тебя не будет страшить путешествовать в лес на 200-килограммовом мотоцикле.
Еще тебя может смущать, что у хардов обслуживание раз в 1000 км. Если отойти от плана, что будешь на харде по магистралям катать, 1000 км на тренировках - это где-то полгода с тренировками пару раз в неделю, там помимо двигателя весь мот будет проситься обслужиться. В общем, я голосую за хард, можно даже двухтактный. Они бывают не супердорогими, типа Beta и Rieju. По китайцам ничего не знаю, насколько они правильно настроены.
KTM 390 - точно нет, это ни в какой мере не эндуро. Сероу - тоже для тренировок не подойдет. CRF250L - со скрипом возможно, но для тренировок на нем обязательно нужно поменять подвеску (хотя бы аморт), стоковая не даст нормально тренироваться (как и на любом софте). Ну и ты довольно быстро с 250L упрешься в потолок, что может делать этот мотоцикл. Базу, конечно, в любом случае даст, но даже не все основные элементы эндуро на нем можно будет делать, как и на любом другом софте 250-300 кубов. Плюс относительно харда разве что в том, что за все время обучения ты ни разу масло на нем не поменяешь и продашь попроще. Заедь в школу, поговори с тренерами по кроссу - один разговор расставит все на свои места, к ним же ездят на тренировки люди любых ростов. Может, какого китайца дешевого посоветуют.
Я: спасибо большое. Я понял. Я уже был в школе эндуро, у меня было первое занятие. Но я пока не совсем понял как занятия на обычном эндуро расширяют твои границы с тяжёлыми турэндуро? Буду очень благодарен, если вот этот момент прояснишь. Это же совершенно разные моты. На последнем занятии меня вообще отругали, что я все время езжу в стойке. Так сказали - задолбал ты со своим турэндуро, у нас в хард-эндуро мы ездим сидя. Так в чем же польза!?
ОВ:
Просто тебя пока учат базе. У хардов обычно настолько огромное сцепление и энергоемкие подвески, что тебе ни для чего вставать не надо. Когда будете быстро ездить или горки - будет и стойка. Не заморачивайся пока. Ну и, кстати, преподаватели разные - можешь разных попробовать для интереса.
Принцип в другом - в эндуро-тренировках у тебя задача не проехать участок, а работать над небольшими упражнениями - ошибаться и анализировать ошибки, чтобы совершенствоваться. Отрабатываешь мелкие элементики на легком мотоцикле, чувствуешь разницу, когда делаешь вот так или вот так, чувствуешь, как ведет себя мотоцикл и как его контролировать, рефлексы вырабатываешь. И потом ровно так же едешь на тяжелом мотоцикле - можно для интереса ровно в том же месте проехать. Когда правильно все делаешь - тот же результат и получаешь. Ну, на Мультистраде - нет, чувствуется, что это немного другое, а Tenere/Tuareg успешно мимикрируют под эндуро. Да, есть разница, но когда делаешь правильно - обычно получается и на тяжелом. Чем легче мот - тем быстрее прогрессируешь - вот и все. Сейчас даже считается, что преимущество у эндуро-гонщиков, которые начинают с триала - триальные как бы тоже почти в 2 раза легче хардов.
И еще я по себе замечаю. На тяжелом мотоцикле часто страшновато - допустим, в резкий подъем въехать, резкий спуск или глубокий песок. А после того, как на эндурчике ты в гораздо более крутые подъемы заскакивал, тебя и не пугает - соответственно, бодренько заскакиваешь без паники и снижения скорости.
Аналогия - это как мучительно учиться ездить на фуре с нуля или сначала научиться ездить на легковушке, изучить город, а потом там же проще ехать на фуре, уже зная ПДД и все нюансы перекрестков.