Найти тему

Это парк, детка: Заметки глубокого провинциала

Москва гордится Кремлём и Красной площадью, Санкт-Петербург - мостами, Зимним дворцом и Летним садом, в Нижнем Новгороде сливаются две великие реки - Волга и Ока. Предметом гордости Бокситогорска является Городской парк. Являлся, по крайней мере, в далёком моём детстве. Прогулка по парку входила в программу пребывания родных и близких, понаехавших отдохнуть на малую родину из Ленинграда, Мурманска, Риги, Вологды, прочих городов и весей.

Сначала на кладбище, потом в парк, -

выстраивали планы взрослые. И если посещение могил некогда почивших родственников, мероприятие для детворы весьма скучное, то парк...

Указатель был установлен на входе в парк со стороны стадиона в середине 80-х. Фото найдено на просторах Интернета.
Указатель был установлен на входе в парк со стороны стадиона в середине 80-х. Фото найдено на просторах Интернета.

Для нас, чьё детство пришлось на 70-е, парк являл собой целый мир. Был в нём дремучий, заповедный лес, где, несомненно, обитал леший, Кощей бессмертный и прочие чудища. Вот он: между поляной, куда заботливые воспитатели водили на прогулку детсадовских малышей, и ТИРом. В ручье под низеньким, что неподалёку от КЛУБА ТГЗ (позже - БГЗ) мостком, водились русалки. Небольшой, возле стадиона, водоём не мог обойтись без водяного. Прятавшаяся же в буераке за гаражами на Южном шоссе заболотившаяся лужа (не путать с МИЛИЦЕЙСКОЙ ЛУЖЕЙ), кишела кикиморами. И каждый из наших знал, что в доме на опушке парка, рядом с АВТОБУСНЫМ КОЛЬЦОМ на улице Нагорной живёт баба Яга, которая пыталась слопать двух мальчиков.

Это, впрочем, не делало парк зловещим, а, тем более, страшным. Светлое и доброе в нём не только преобладало, но и приумножилось с обустройством в 80-х освещённой лыжной трассы, на которую выходили сотни горожан. Да и нечисть, примерно в те же годы выведенная умельцами на свет белый, при более близком знакомстве оказалась не такой уж и страшной.

Змей Горыныч. Был изготовлен в середине 80-х и возлежал на площадке напротив клуба БГЗ. Фото найдено на просторах Интернета.
Змей Горыныч. Был изготовлен в середине 80-х и возлежал на площадке напротив клуба БГЗ. Фото найдено на просторах Интернета.

Вообще, мало кто помнит, но Городской парк есть ни что иное, как сохранённый строителями Бокситогорска кусочек дикого леса, некогда входивший в Большедворское (не путать с современным) лесничество. Его лишь украсили несколькими мазками, мастерски приспособив то, что подарила природа для отдыха не шибко, по тем временам, избалованных горожан. Семейные альбомы до сих пор хранят старенькие фото, где на фоне узнаваемых ландшафтов незамысловато позируют совершенно молодые, теперь уже дедушки или бабушки: сосна с обнажёнными корнями, мост со стороны Заводской, "старый" пляж, вид на Запрудную. Всё родное, любимое и до сих пор узнаваемое...

Склон, где росли любимые мамой ландыши и голубые ПОДСНЕЖНИКИ или ПЕРЕЛЕСКИ (так в наших местах окрестили весенний первоцвет - печеночницу благородную). ВОДОПАД... - вызывавшие восторг гигантские (тогда всё казалось гигантским) потоки воды, шустро переваливающиеся через небольшое со стороны улицы Запрудной гидротехническое сооружение.

ЛОДОЧНАЯ СТАНЦИЯ: домик с вёслами, черпаками, спасательными кругами и ЛОДОЧНИКОМ, сарай, причал, неуклюжие просмолённые лодки (дюралевые плоскодонки и катамараны появились значительно позже), а иногда и моторный катер. Говорят, были даже байдарки... Кто теперь, впрочем, вспомнит...

О некогда деревянном же, со стороны улицы Заводской, и скрипучем мосте, оставалось лишь сожалеть, что он не разводной, как в Ленинграде. Зато наш регулярно красили, не жалея ярких (тогда всё казалось ярким) тонов.

Вход в парк со стороны улицы Заводской. Фото найдено на просторах Интернета
Вход в парк со стороны улицы Заводской. Фото найдено на просторах Интернета

ТАНЦПЛОЩАДКА с раковиной эстрады, которым мог бы позавидовать любой парк культуры и отдыха. Правда оркестра и танцующих на ней - не припомню. Играющих подле неё в гигантские шашки и шахматы - помню. А вот танцующих - увы...

За ТАНЦПЛОЩАДКОЙ имелась тайная тропа, переходящая в середине своей на мостки. По ней каждый осведомлённый мог, минуя болото, скоренько пройти к КЛУБУ ТГЗ (позже - БГЗ) с приличным кинотеатром, к обустроенному рядом тиру, возле которого все мальчишки города пополняли запасы гильз от МЕЛКАШКИ.

Клуб ТГЗ
Клуб ТГЗ

Напротив ТАНЦПЛОЩАКИ - импровизированное футбольное поле и целый ЗЕЛЕНЫЙ ТЕАТР: вполне себе серьёзная сцена с амфитеатром устроенных по небольшому склону скамеек для зрителей. Нынче от былого великолепия остались жалкие руины, а тогда: хоШь - открытая партийная конференция или иной какой официоз, хоШь - концерт местный талантов, а то и ЛЕНИНГРАДСКИХ АРТИСТОВ.

Бокситогорцы с благодарностью принимали и тех и других. Правда, говорят, что однажды Юрия Охочинского, постеснявшегося в интервью своей маленькой родины, земляки принимали не шибко радостно. Зонтиком от внезапно начавшегося дождя - укрыли, но далеко не сразу. Впрочем, это совсем другая история...

Мало кто помнит, но была ещё одна сцена: размером поменьше, обустроенная ближе к ВОДОПАДУ. Каких-то мероприятий, на ней проводимых - не припомню. Зато помню рядом, в верхней части выдающегося в Пярдомлю небольшого мыса, некое подобие траншей. Надо сказать, что подобных мест в парке было несколько, при чём, в некоторых узнавались воронки от разрывов бомб или снарядов, остатки землянок и блиндажей, стрелковых ячеек. Что-то казалось окопами, образующими стрелковые позиции. Таковыми, попутно играя в ВОЙНУШКУ, мы их и считали. Большинство из означенного, совершенно очевидно, образовано корнями поваленных деревьев. Однако, кое что, таки, вызывает недоумение: уж больно удобно обороняться от противника, пытающегося форсировать пойму Пярдомли.

КАРУСЕЛИ. Именно так называли обустроенную в парке, прямо напротив КЛУБА ТГЗ небольшую, но уютную и очень почитаемую площадку аттракционов. Почитаемую настолько, что заслуживает она отдельного повествования, которое обязательно скоро будет...