Найти в Дзене
Kinojournalist

«Солнцестояние»: где тонкая грань между верой и фанатизмом?

«Солнцестояние». Режиссер – Ари Астер. 2019 год/ РИА-Новости
«Солнцестояние». Режиссер – Ари Астер. 2019 год/ РИА-Новости

Счастливый случай, если хоррор можно назвать глубоким. Не примитивным и пугающим избытыми фишками в виде гаснущей темноты и пронизывающей все тело музыки, а неожиданным, заставляющим думать, не предугадывать шаги героев фильмом, который нельзя вычеркнуть из памяти, как ни пытайся. Во многом интригу перед зрителем удается держать благодаря редкому жанру – фолк-хоррор, выбранному режиссером Ари Астером, известного по представленной на «Сандэнсе» «Реинкарнации». Этот фильм высоко оценили зарубежные критики, а сам режиссер назвал его трагедией, превращающейся в кошмар. Поэтому неудивительно, что вторая картина должна была не уступать дебюту.

Кадр из фильма «Солнцестояние»/Ирк.ру
Кадр из фильма «Солнцестояние»/Ирк.ру

Примечательный факт: В «Солнцестоянии»вы не встретите одного злодея, здесь зло – коллективное и сознательное, в ловушку которого попадает безобидная группа туристов.

Кадр из фильма «Солнцестояние»/Кинопоиск
Кадр из фильма «Солнцестояние»/Кинопоиск

Действие фильма происходит на просторах провинции Швеции. В разгар праздника летнего солнцестояния. В родовой общине сохранены обрядовые традиции, которые и привлекли внимание аспиранта-антрополога Кристиана (Джек Рейнор), получившего приглашение на весьма редкую в наши дни ритуальную вечеринку. Вынужденный взять с собой нелюбимую девушку Дэни (Флоренс Пью), он оказывается в эпицентре событий вместе с прибывшей в деревню парой – Саймоном (Арчи Мадекве) и Конни (Эллора Торчия), а также своими друзьями – Марком (Уиллом Поултером) и Джошем (Уильям Джексон Харпер). Ситуация осложняется тем, что Дэни получила серьезную психологическую травму из-за семейной трагедии, и страх смерти у девушки развивается в геометрической прогрессии. Однако это не помешало ей и друзьям принять запрещенные вещества в незнакомом месте.

Кадр из фильма «Солнцестояние»/ReelRundown
Кадр из фильма «Солнцестояние»/ReelRundown

Вообще тема смерти и ее принятия – центральная в хорроре. На примере Дэни мы видим ее эволюцию восприятия. Когда девушка становится свидетелем первого ритуального убийства – она ужасается и пытается убедить Кристиана уйти из общины. Однако одержимый феноменом родовых традиций, он остается. Зато к концу фильма девушка привыкает к маниакальным ритуальным преступлениям и становится главной вершительницей судеб общины. Ее зловещая улыбка в финальном эпизоде фильма подтверждает идею навязанного обществом сумасшествия, заключающейся в том, что чем больше на твоих глазах проявляется жестокости, тем больше в нее веришь. «Солнцестояние» – наглядный пример «Стокгольского синдрома». 

Символ смерти в картине – естество. Уход из жизни, по мысли режиссера картины, такой же обыденный процесс, как и благоухание природы. Неслучайно все убийства проходят на фоне цветущего леса, в знойную летнюю погоду. Природа вечна и прекрасна. Человек грешен. Природа способна наказать, забрав жизнь. Человек беспомощен. Но друг без друга ни природа ни человек не смогут. 

Кадр из фильма «Солнцестояние»/Сеанс
Кадр из фильма «Солнцестояние»/Сеанс

Остается открытым вопрос – искренне ли верили в это члены общины или они были оголтелыми убийцами, которым дали карт-бланш на преступления. Если да, то Астер посвятил фильм религиозному фанатизму, если нет, то вера – мощный инструмент для вербовки людей и оправдания немыслимых злодеяний.

#review #movie #film #midsommar #horror #ariaster #florencepugh #nature #religion

#рецензия #рецензиянакино #обзор #обзоонафильм #фильм #кино #фильмужасов #хоррор #солнцестояние #ариастер #флоренспью #природа #религия