Найти тему
АиФ–Барнаул

«Даже во сне говорю о делах». Следователь откровенно рассказал о работе

   Константин Белоусов стал первым в своем роду, кто связал жизнь со службой в правоохранительных органах.
Константин Белоусов стал первым в своем роду, кто связал жизнь со службой в правоохранительных органах.

25 июля – день сотрудника органов следствия. Насильники, педофилы, изощренные жестокие убийцы – лишь небольшой список преступников, которых удалось найти и осудить благодаря работе старшего следователя первого следственного отделения четвертого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК по Алтайскому краю Константина Белоусова. Среди самых громких – похищение 12-летней девочки в Бийске Олегом Лавкиным и сожжение 1,5 годовалого ребенка в Советском районе.

Накануне профессионального праздника майор юстиции рассказал altai.aif.ru о рабочих буднях и резонансных делах.

Первый рабочий день – и сразу убийство

Константин Белоусов стал первым в своем роду, кто связал жизнь со службой в правоохранительных органах. Его мама работала поваром, а отец – механизатором. Константин Николаевич признается, что представление о работе следователя в то время было у него довольно поверхностным и строилось на сериале «Улицы разбитых фонарей». Эта сфера казалась интересной, и после школы он решил поступить на юридический факультет в рубцовский филиал АлтГУ.

На третьем курсе устроился общественным помощником в прокуратуру, на четвертом попал на стажировку в рубцовский межрайонный следственный отдел.

В 2010 году Константин Николаевич уехал в Бийск, где начал работать следователем в межрайонной следственном отделе.

«Там я получил свой первый опыт. В то время Бийск славился большим количеством преступлений против личности, половой неприкосновенности. Первый же мой рабочий день начался с убийства, которое было не совсем ординарным», – рассказывает майор юстиции.

Человек без определенного места жительства в нетрезвом состоянии задушил знакомую шарфом на улице – с виду обычная бытовуха. Но то, что увидел следователь на месте происшествия, шокировало бы любого. Оказалось, что нападавший вспорол женщине живот горлышком от бутылки. Однако даже это не самое страшное, после проведения судебно-медицинской экспертизы выяснилось, что мужчина зверски издевался над своей приятельницей.

Жестокое преступление не напугало молодого следователя, он признается, что его никогда не ужасал вид изуродованных тел. Это просто часть работы, к которой Константин Николаевич относится спокойно.

«С первых дней службы в следственном отделе в Бийске присутствовал в морге при вскрытии. Это важно, так как иногда даже при визуальном обнаружении телесных повреждений от тупых предметов смерть не всегда носит криминальный характер. По итогу исследования эксперт может сделать вывод, например, о том, что человек скончался от сердечного заболевания или отравления», – привел пример следователь.

Резонансные преступления

Уже два года Константин Белоусов занимается расследованием особо важных дел – к ним относятся особо тяжкие, резонансные преступления. Самым громким за эти пару лет стало дело о похитителе Олеге Лавкине – 40-летнем мужчине, который держал в подвале дома 12-летнюю девочку.

   Лавкин на следственном эксперименте. Фото: СУ СК по Алтайскому краю
Лавкин на следственном эксперименте. Фото: СУ СК по Алтайскому краю

Школьница каталась на велосипеде по проселочной дороге, когда Лавкин с силой толкнул ее, связал и увез на мотоблоке к себе домой, где посадил на цепь в подвал. Чтобы отвести от себя подозрения, он бросил вещи девочки на берегу реки для инсценировки утопления. Когда развернулись масштабные поиски пропавшего подростка, мужчина запаниковал и отпустил пленницу, а сам пустился в бега. Девочка благополучно добежала до дома, где рассказала все родителям.

Лавкина задержали только через две недели. Суд приговорил его к 20 годам лишения свободы. По словам следователя, девочке повезло остаться в живых, ведь, как правило, подобные преступления заканчиваются убийством.

Белоусов вспомнил еще один случай, где убийца пытался запутать следствие, инсценировав пропажу супруги. Преступление произошло в ноябре 2021 года в Красногорском районе. Во время ссоры с женой сельчанин несколько раз ударил ее поленом по голове, а затем задушил. Чтобы скрыть следы, он скинул тело женщины в подпол, а на следующий день вырыл яму в сарае и закопал тело.

После случившегося мужчина написал заявление в полицию о пропаже супруги. При этом многие соседи и знакомые подозревали, что он причастен к ее исчезновению – ранее сельчанину не нравилось, что жена пристрастилась к алкоголю, также часто возникали ссоры из-за ревности.

С сотрудниками правоохранительных органов преступник общался крайне сдержанно, чтобы не выдать себя, однако перехитрить следователей и избежать ответственности не удалось – через неделю мужчину задержали по подозрению в убийстве. Только после этого дала показания его 15-летняя дочь. Оказалось, что сельчанин убил супругу прямо на глазах у подростка. А позже в ходе следствия вскрылись еще более шокирующие подробности – отец раньше систематически насиловал дочь. Суд приговорил его к 22 годам лишения свободы.

«Даже во сне говорю о делах»

Следователь старается подходить к работе с холодной головой. Но в феврале этого года к нему попало дело, к которому он не мог отнестись равнодушно – мать сожгла заживо полуторогодовалую дочь. Поражающее своей жестокостью преступление произошло в одном из сел Советского района. Женщина посадила малышку в таз, облила керосином и подожгла. Все происходило на глазах у 8-летнего сына сельчанки. Девочка погибла на месте, а мать в итоге избежала уголовной ответственности – ее признали невменяемой и отправили на принудительное лечение.

«У меня самого младшая дочка почти такого же возраста. Поэтому эту историю невольно пропустил через себя», – говорит, едва сдерживая слезы, следователь.

Семья – важнейшая часть жизни майора юстиции. Все свободное от работы время, которого остается не так много, он посвящает супруге, сыну и двум дочерям. Жена Константина Николаевича работает в той же сфере – следственном отделе на транспорте.

«Поэтому дома мы тоже много говорим о работе. Иногда супруга рассказывает мне, что даже во сне говорю о делах, но такое случается редко – в моменты сильного напряжения. Обычно мне работа не снится», – рассказывает Константин

Несмотря на большую нагрузку, командировки по несколько дней, следователь говорит, что никогда не хотел сменить работу. Им движет чувство справедливости, которая должна восторжествовать в конце любого дела.