Найти тему
Учительская

Питание плюс воспитание

Летом для родителей остро стоит проблема отдыха детей. Хорошо, когда ребенок изъявляет желание поехать в лагерь. Насчет летнего лагеря у нас в семье, где росли трое детей, был интересный опыт. Старшая дочка лет в десять стала настойчиво проситься в лагерь, чтобы там проводить время с друзьями. Собрали, отправили в пятницу, а в воскресенье поехали проведать, повезла ей свежеиспеченные беляши и печенье. К нам выбежала целая орава детей, дочь неслась впереди и кричала: «Я же говорила, это моя мама с едой!»

Дары наши разошлись по рукам и были мгновенно съедены. Пошли выяснять обстановку. Начальник оздоровительного детского лагеря пожал плечами, мол, детей завезли в пятницу, а еду доставят только в понедельник, питаемся чем придется. Не стали мы спрашивать, почему нельзя было обзвонить родителей, просто увезли дочь с подругой по их настоятельной просьбе домой.

Что и говорить, проблема детского питания не сходит с повестки дня ни зимой, ни летом. Читая сегодня о случаях отравления детей в лагерях, я решила поговорить с человеком, которого почти никогда наш брат журналист не спрашивает об этом. У тети Маши большой опыт работы поваром, и она охотно поделилась своими наблюдениями.

– Что, разве не известно всем, как едят, например, подростки, особенно мальчики? Да это же саранча, – улыбаясь, говорит она. – Их надо кормить несколько раз в день, и все уйдет. Ясно, что еда нужна свежая, качественная. По мне, лучше сварить кашу на молоке, чем пытаться очистить дряблую и подгнившую картошку или делать салат из поплывших овощей. Лето – это не зима. Нужны большие и мощные холодильники, а они не везде есть. У нас же бывает очень жарко, вот сейчас предупреждают, что будет до сорока градусов! Еще не понимаю, к чему эти тендеры, разве можно покупать для детей что подешевле?! Я уж лучше испеку сотню-две блинов с утра, чем дам мюсли. Никак не возьму в толк, родители же платят хорошие деньги, какие могут быть проблемы с полноценной и полезной едой?

…Ныне выбор лагерей, детских площадок и пришкольных дневных программ поражает. Есть места на любой вкус. Например, хорошо знаю станцию юных натуралистов, которая была создана в новосибирском Академгородке в апреле 1966 года, а в 1994 году вошла в состав Института цитологии и генетики СО РАН в качестве лаборатории. Дети занимаются здесь весь год, каждому находится дело по интересам. На сайте института сформулированы основные задачи:

– воспитание у детей бережного отношения к природе и экологической культуры;

– развитие творчества дошкольников и школьников в области биологии и геологии;

– профессиональная ориентация школьников путем формирования интереса к творчеству и научно-исследовательской деятельности;

– организация рабочих мест школьников в период летних каникул.

Одна из подстанций находится у меня во дворе. С удовольствием ходим посмотреть на животных, вольеры на лето вынесены на улицу. Кролики и гигантская крыса-водосвинка мирно сосуществуют с петухом и курицей, черепахи приветствуют жару, черно-бурая и рыжая лисы отдыхают в тени, но начинают радостно бегать взад-вперед и тявкать, когда взрослый сотрудник приходит их кормить. Особая черта Академгородка – обилие самых разных белок, которые совсем не боятся людей. С раннего детства все знают, что не надо пытаться их гладить, как домашних кошек, но можно насыпать корм в кормушки.

Есть конная заимка, где подростки начинают трудиться еще со школы. Ежегодно проводятся соревнования. Зимой и летом молодые сотрудники приводят лошадей, пони в центр Академгородка, возят детей, летом предлагают прокатиться неспешно верхом, зимой – в санях. Объясняют, как правильно себя вести, находясь рядом с животными. Моя знакомая врач сначала переживала, что ее дочь с большим желанием занимается в секции конного спорта, не стремится поступать в медицинский институт, чтобы продолжить семейную традицию. Обратилась ко мне за советом. Я тут же поинтересовалась, а не собирается ли девушка стать ветеринаром. Оказалось, попала в точку. Да! Это значит, что желание лечить заложено в ней семьей медиков.

С 1966 года при НГУ работает физико-математическая школа (с 1988 года преобразована в СУНЦ – Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля). В начале августа около 700 старшеклассников со всей России и стран СНГ собираются на три недели на летнюю школу СУНЦ. Это победители олимпиад и конференций, одаренные подростки, желающие продолжить обучение в старших классах именно здесь, а потом поступить в университет. Тут они знакомятся с современными достижениями и открытиями в области физики, химии, биологии, информатики, ежедневно решают оригинальные задачи по «своим» предметам, встречаются с известными учеными. С детьми занимаются также воспитатели, вожатые, обычно это студенты… Родители недоумевают, что ребенок в летней школе занят с утра до вечера все три недели. Он увлеченно занимается решением сложных задач, общается со сверстниками, у которых те же интересы, сходные победы, а потом не хочет возвращаться в обычную среду. Необычный летний отдых детям по душе. В текущем году ежегодная школа для одаренных детей пройдет с 1 по 23 августа.

В городе имеется множество языковых лагерей, как дневных, так и с выездом. Единственные жалобы, которые мне приходится слышать от детей и родителей, связаны с питанием. Следует отметить, что организаторы прилагают множество усилий к тому, чтобы с питанием все было в порядке.

Много лет в Академгородке действует языковая школа «Интерлэнг», есть городские языковые школы, приглашающие детей провести каникулы на берегу Обского водохранилища. Конечно, помимо занятий иностранным языком в программе множество развлечений, активных игр на свежем воздухе. Таким путем идут и многие летние лагеря. Вожатыми в них работают студенты и выпускники педагогического университета. Центр детского и молодежного отдыха «Магистр», например, приглашает на встречи различных специалистов, спортсменов, бизнесменов, актеров, телеведущих, дизайнеров, проводятся мастер-классы и мастерские. «Лига роботов» ежегодно открывает дневные детские площадки по городу. Там дети могут собрать собственных роботов, изучить космос, провести эксперименты, узнать историю отечественной космонавтики.

Если летний отдых организован так, чтобы дети могли и отдыхать, и узнавать нечто новое под руководством увлеченных наставников, а также нормально питаться, если им удается реализовать свои возможности и открыть в себе новые таланты, значит, организаторы достигли успеха. Ребята придут в школу и отдохнувшими, и заряженными положительной энергией.

Справка

Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля является структурным подразделением Новосибирского государственного университета. Он создан в 1988 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 21.10.1988 №1241 на базе Новосибирской ФМШ. Специализированные физико-математические школы в Москве, Ленинграде, Новосибирске и Киеве были учреждены постановлением Совета Министров СССР 23 августа 1963 года. Цель создания физико-математических школ – выявление детей, проявивших склонности и способности к изучению математики, физики, химии и биологии, и создание условий для развития творческих способностей школьников, их самостоятельности, интереса к научной деятельности.

Нина КОПТЮГ, Новосибирск

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц