В общем, это место сразу стало образчиком несуразицы.
То есть именного с того момента, когда в 30-х годах прошлого века, следуя рецепту братьев Весниных, к старинному классическому особняку приделали конструктивистский шедевр - как будто специально в пику старому миру выстроили этот серый промышленного вида корпус. Получился типичный образец московской эклектики: из-за неоклассических ворот со львами выглядывает эдакий вариант заводоуправления.
А ведь у старинного здания периода до-Весниных история богатейшая: впечатляющих размеров каменные палаты возвели здесь еще в первой четверти 18 века – торцом они смотрели в переулок, а фасад выходил на Пречистенку. За домом, как и полагалось тогда в Москве – непременный и весьма обширный сад.
В конце того же века домовладение становится собственностью Ивана Архарова, младшего брата московского обер-полицмейстера. Того самого, от которого потом пошли «архаровцы» - поначалу так называли его подручных, блюстителей порядка в городе. Говорят, что борьбу с преступниками они ловко сочетали с мздоимством, не гнушались и присвоением чужого имущества, в общем и целом, в истории остались они в негативе, как и само слово.
В пожаре 1812 года усадьба серьезно пострадала, и ее восстановлением занялась уже новая хозяйка, княгиня Нарышкина, жена сенатора Ивана Нарышкина, приходившегося, между прочим, родственником Наталии Гончаровой. Он даже стал ее посаженным отцом на венчании с Пушкиным в феврале 1831 года.
С развитием капитализма в России вставал на ноги и богател новый класс – промышленники. Всё чаще дворянские усадьбы становились собственностью новых богачей; то же случилось и с пречистенским владением: в 1865 году его, на имя жены Александры Ивановны, приобретает крупный серпуховской промышленник Иван Коншин. Унаследовав после смерти мужа огромные деньги – больше десяти миллионов рублей, безутешная вдова, не щадя сил и средств, начинает невиданную по масштабам переделку дома.
Листайте галерею:
Бездетная дама, проживавшая одна в окружении несметного количества кошек, оснастила свое жилище всеми последними достижениями технического прогресса, доступными на тот момент: были обустроены водопровод, канализация, специальная система вытяжных пылесосов.
Сантехнику для ванной комнаты привезли из Англии, также имелось специальное устройство для подогрева простыней, в которые оборачивались после водных процедур.
Всего в доме на двух этажах насчитывалось пятнадцать комнат: на втором этаже помещались парадные и комнаты хозяйки. К зданию был пристроен двухэтажный зимний сад в виде полуротонды,
Листайте галерею:
а в саду появился фонтан.
На входе в усадьбу гостей встречали львы на воротах, ставшие теперь визитной карточкой этого дома.
Александра Ивановна тихо отошла в мир иной очень вовремя, в 1914 году, успев попользоваться всеми новшествами, а вот следующему владельцу, Путилову, очень не повезло: заполучив через суд эту завидную недвижимость, воспользоваться ею он уже не успел – случилась Октябрьская революция.
Вскоре после нее здесь и устроился Дом ученых – поначалу, в голодные годы, он был необходим, чтобы как-то помогать ученым в борьбе с революционным бытом, а затем он стал местом проведения культпросвет мероприятий. Что, в общем и целом, продолжается и по сей день.
Теперь, правда, Зимний сад уж не тот - там работает столовая, куда может пройти любой желающий, сказав на входе, что он направляется пообедать.
Листайте галерею:
В конструктивистском крыле есть концертный зал, акустика там, правда так себе. Но, купив билеты на концерт, можно как следует рассмотреть и исторический особняк. С какой-то периодичностью в Доме организуют вечера для тех, кому за шестьдесят.
И всё бы ничего, но вот отделка внутренних помещений просто не может оставить равнодушным любого, у кого есть хоть капля хорошего вкуса, причем особенно это бросается в глаза именно в «новом», конструктивистском помещении.
Листайте галерею:
Пошлейшего вида пластмассовые колонны и камины, золотые нелепые конструкции неясного назначения с претензиями на роскошь и великолепие просто ужасны.
По стенам развешаны самоделочные, совершенно лубочные картины кисти нынешнего директора Дома – с какой стати?
Листайте галерею:
Особенно нелепо всё это выглядит именно в Доме ученых - по моим представлениям приблизительно так должен выглядеть салон дамы полусвета или место скопления девушек с пониженной социальной ответственностью.
Конечно, и купчиха Коншина иногда перебарщивала с украшениями и позолотой, но все-таки оставшиеся от нее элементы отделки значительно приличнее.
Листайте галерею:
Рассмотреть декор залов можно будет на видео, которое я завтра же помещу на канале.
Разумеется, я снимала только исторические интерьеры, потому что вряд ли уродливые новодельные шедевры могут кого-то заинтересовать. Обидно за бездарно и безнадзорно потраченные деньги, которые выделялись на хорошее дело, а результат оказался "как всегда".
Еще о московских усадьбах и особняках читайте: