Найти в Дзене
Елена Миронова

ЗАБОТА ИЛИ ЖЕЛАНИЕ ДОЧЕРИ?

ЗАБОТА ИЛИ ЖЕЛАНИЕ ДОЧЕРИ?
 
Тема отношений взрослых детей и их родителей (или одного родителя) часто возникает в рамках психотерапевтической работы. Надо отметить, что как взрослый ребенок (клиент) задается вопросами о непонимании родителя/родителей, так и родитель/родители в рамках своей терапии или консультаций тоже часто обращается к проблеме взаимопонимания со взрослым сыном или дочерью.
 
Бывает так, что оба действуют, полагаясь на свои «самые лучшие побуждения» и с удивлением обнаруживают, что другая сторона остается недовольной. Иногда даже такая «забота» приводит к конфликту или ссорам.
Порой ситуации, вызывающие непонимание, возникают в силу того, что одна из сторон производит действия исходя из своего (!) понимания, видения, желания и не слышит, а соответственно, и не учитывает желания другой стороны, для которой эти действия и производятся.
 
Рассмотрим на конкретном примере (все примеры вымышленные, приближенные к повседневной жизни), как взрослая дочь Анна решает приобрести и установить кондиционеры в квартиру своих родителей, проживающих отдельно от нее.  
Со слов Анны, она действует из лучших побуждений, «думает о здоровье родителей, которым в летний период будет тяжело находиться в прогретом воздухом помещении квартиры», поэтому «просто необходимо установить им кондиционеры».
 
Молодая девушка проживает отдельно, у нее есть работа, позволяющая содержать себя и помогать родителям, к которым она привязана. Надо сказать, что стоимость покупки и установки оборудования климатической техники обошлась Анне в размере полуторамесячной заработной платы, иначе говоря, это было недешевое приобретение, которое занимало весомую часть ее бюджета.
 
Анна не советуется с родителями по поводу необходимости такой покупки, а просто сообщает о своем решении и информирует их о том, что в ближайший выходной привезут оборудование, а также подойдет мастер для его установки. Соответственно, Анна ожидает услышать слова благодарности и признательности за такую заботу, но оказывается, мягко говоря, разочарованной, услышав в ответ, что родителям «не нужны кондиционеры». Чтобы дочь услышала после пятого повторения их позицию о ненужности устройства, мать добавляет, что пользоваться они ими не будут –  даже если их установят.
 
Анна негодует и пытается путем терапевтической работы прояснить такое отношение к себе, ведь она старается, во многом себе отказывает, «лишь бы родителям было хорошо», а они этого не ценят, не понимают, и мало того, еще «специально так поступают, чтобы ее позлить».
 
Доводы, которые родители приводят дочери, как будто не рассматриваются и даже не берутся во внимание Анной: «Под кондиционером можно простудиться!», «Кондиционер – разносчик микробов», «Кондиционер громко работает», «Нам вполне комфортно без этих кондиционеров».
 
В терапевтической работе, начав рассуждения о непонимании родителей, Анна может прийти к тому, что вспомнит, как родители поступали с ней в детстве точно так же –  не принимая во внимание ее чувства и желания, вынося свое решение в той или иной ситуации; точно так же, как сейчас Анна, думая, что проявляет заботу о них, на самом деле не учитывает их истинные желания, а пытается вернуть то, что получила или чему научилась в свое время.
 
Проясняя подобные ситуации в терапевтической работе, можно рассмотреть такие построения отношений как с одной, так и с другой стороны, пытаясь понять не только свои истинные чувства, но и иметь возможность увидеть чувства и желания другого человека, а также попытаться услышать свои бессознательные мотивы, ведущие к такому проявлению «заботы».
Далее, постигнув истинные желания, а также разобравшись, из каких побуждений происходили те или иные поступки, можно начать задумываться об изменениях в своих будущих намерениях.
ЗАБОТА ИЛИ ЖЕЛАНИЕ ДОЧЕРИ? Тема отношений взрослых детей и их родителей (или одного родителя) часто возникает в рамках психотерапевтической работы. Надо отметить, что как взрослый ребенок (клиент) задается вопросами о непонимании родителя/родителей, так и родитель/родители в рамках своей терапии или консультаций тоже часто обращается к проблеме взаимопонимания со взрослым сыном или дочерью. Бывает так, что оба действуют, полагаясь на свои «самые лучшие побуждения» и с удивлением обнаруживают, что другая сторона остается недовольной. Иногда даже такая «забота» приводит к конфликту или ссорам. Порой ситуации, вызывающие непонимание, возникают в силу того, что одна из сторон производит действия исходя из своего (!) понимания, видения, желания и не слышит, а соответственно, и не учитывает желания другой стороны, для которой эти действия и производятся. Рассмотрим на конкретном примере (все примеры вымышленные, приближенные к повседневной жизни), как взрослая дочь Анна решает приобрести и установить кондиционеры в квартиру своих родителей, проживающих отдельно от нее. Со слов Анны, она действует из лучших побуждений, «думает о здоровье родителей, которым в летний период будет тяжело находиться в прогретом воздухом помещении квартиры», поэтому «просто необходимо установить им кондиционеры». Молодая девушка проживает отдельно, у нее есть работа, позволяющая содержать себя и помогать родителям, к которым она привязана. Надо сказать, что стоимость покупки и установки оборудования климатической техники обошлась Анне в размере полуторамесячной заработной платы, иначе говоря, это было недешевое приобретение, которое занимало весомую часть ее бюджета. Анна не советуется с родителями по поводу необходимости такой покупки, а просто сообщает о своем решении и информирует их о том, что в ближайший выходной привезут оборудование, а также подойдет мастер для его установки. Соответственно, Анна ожидает услышать слова благодарности и признательности за такую заботу, но оказывается, мягко говоря, разочарованной, услышав в ответ, что родителям «не нужны кондиционеры». Чтобы дочь услышала после пятого повторения их позицию о ненужности устройства, мать добавляет, что пользоваться они ими не будут – даже если их установят. Анна негодует и пытается путем терапевтической работы прояснить такое отношение к себе, ведь она старается, во многом себе отказывает, «лишь бы родителям было хорошо», а они этого не ценят, не понимают, и мало того, еще «специально так поступают, чтобы ее позлить». Доводы, которые родители приводят дочери, как будто не рассматриваются и даже не берутся во внимание Анной: «Под кондиционером можно простудиться!», «Кондиционер – разносчик микробов», «Кондиционер громко работает», «Нам вполне комфортно без этих кондиционеров». В терапевтической работе, начав рассуждения о непонимании родителей, Анна может прийти к тому, что вспомнит, как родители поступали с ней в детстве точно так же – не принимая во внимание ее чувства и желания, вынося свое решение в той или иной ситуации; точно так же, как сейчас Анна, думая, что проявляет заботу о них, на самом деле не учитывает их истинные желания, а пытается вернуть то, что получила или чему научилась в свое время. Проясняя подобные ситуации в терапевтической работе, можно рассмотреть такие построения отношений как с одной, так и с другой стороны, пытаясь понять не только свои истинные чувства, но и иметь возможность увидеть чувства и желания другого человека, а также попытаться услышать свои бессознательные мотивы, ведущие к такому проявлению «заботы». Далее, постигнув истинные желания, а также разобравшись, из каких побуждений происходили те или иные поступки, можно начать задумываться об изменениях в своих будущих намерениях.