БОРЬБА С ВЕТРЯНЫМИ МЕЛЬНИЦАМИ
На днях я смотрела одно короткое видео про ашрам (термин Ашрам -часто используется для обозначения духовной или религиозной общины, куда человек приходит для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления) в Индии, подтолкнувшее меня к мысли о том, как можно показать место обитания ветряных мельниц, с которыми каждый из нас периодически вступает или желает вступить в борьбу, ища и якобы находя их в реальном мире.
Упражнение простое, многие слышали о нем, но не многие могут его выполнить. Заключается оно в том, чтобы провести хотя бы три дня в одиночестве в небольшом помещении без каких бы то ни было гаджетов, телевизоров и даже книг. Ограниченность территории пребывания небольшой комнатой, в окна которой (при их наличии) тоже не рекомендуется смотреть, даст возможность погрузиться или переключиться на свое внутреннее содержимое. Все, что делать разрешается – это днем сидеть и наблюдать за своим состоянием и мыслями, которые будут посещать в течение всего времени, а ночью просто спать.
Фокус такого «упражнения» в том, чтобы увидеть свое внутреннее содержимое и побыть с ним, побыть наедине с собой. Достаточно быстро становится понятно, что происходит внутри у некоторых: спокойно выдерживать свое внутреннее состояние становится невозможным. Хотя никого рядом нет, но находиться со своими мыслями наедине равносильно тому, как если бы это становилось небезопасным. Именно поэтому многим регулярно нужны отвлекающие вещи рядом: гаджет или какая-то моторика для рук, ног и тому подобное.
Упражнение может показать, что сам себе ты не то чтобы поддерживающий друг, а самый настоящий враг. Враг, который находится внутри: не дает увлеченно жить, любить, наслаждаться, творить, а станет тащить все самое жуткое и тяжелое наружу для того, чтобы показать все страсти, которые собраны внутри, как если бы они были спрятаны.
Большинство из нас страдают от собственных физиологических и психических процессов, которые несут в себе и гоняют по кругу в голове, иногда разгоняя скорость гонки все жестче и сильнее.
Еще Цицерон сказал, что величайшая победа – это победа над самим собой.
Очень хорошо заметна разница внешнего, реального мира до начала терапии и тот же, казалось бы, реальный, окружающий мир, когда ты работаешь над собой и с собой, находясь в психотерапевтическом процессе. Снаружи остается все то же самое, но ты начинаешь ощущать изменения, как если бы мир стал другим – намного добрее и терпимее, дружелюбнее.
Также невозможно описать и передать словами другому то, что никогда тот не видел ранее. Например, если скажут слово «стол», то многие представят в своей фантазии какой-то абстрактный стол. А вот если сказать, например, «уазо», то представление о том, что это такое, будет только у тех, кто услышит в этом звучании аналог французского слова «птица». Остальные останутся без понимания произнесенного «уазо», у них не будет сформировано никакое представление, ассоциация от произнесенного слова не возникнет.
Так же происходит и с опытом, знаниями, приобретенными в процессе жизни. Если мы были активными участниками какого-то процесса (это происходило непосредственно с нами) или же присутствовали в процессе пассивно (не являлись действующими лицами), то мы сможем понять чувства, эмоции, ощущения, связанные с этим или подобными процессами; при этом каждый из нас пропустит этот процесс через свой прошлый опыт и через свое восприятие.
Труднее понять то состояние, которое не переживалось внутри. Так, в предыдущем тексте «Секс в большом городе» каждая девушка живет в своем реальном мире, и каждая может квалифицировать свое проживание как «достаточно хорошее». Понять о том, что, цепляясь за другой объект, внутренней радости и своей устойчивости не получишь надолго, так как объект по каким-то причинам может и уйти из ее жизни, девушка Б. может только сама, находясь в терапии. Каково это, быть ценностью для себя самой, теоретически она понять сможет, а вот практически ощутить это и «побыть в шкуре ценности» не сможет до тех пор, пока не разберет все свои ветряные мельницы внутри себя. Именно поэтому только теоретические знания не приносят понимания того, как это – жить, соприкасаясь с внешним, в качественно другом измерении.