Чтобы понимать логику мышления современных людей Западного мира, полезно изучить логику действий и поступков их предков. Наивно полагать, что прошедшие века что-то сильно изменили в мировоззрении европейцев. Например, прекрасной иллюстрацией этой логики может служить IV крестовый поход.
Когда речь заходит о крестовых походах, то в голове возникает образ Айвенго и прочих благородных рыцарей, отправившихся в поход ради веры и горячего желания отвоевать священную землю у мусульман. Безусловно, были среди них и такие идеалисты. Но основную часть войска всегда составляли обедневшие дворяне, которых влекла в поход исключительно жажда наживы. Именно поэтому Венеция без стеснения запросила за перевозку "воинов христовых" в Египет баснословную сумму, равную 20 тоннам серебра. Венецианцы прекрасно понимали, что это не столько религиозное, сколько коммерческое предприятие, а потому не считали зазорным и самим заработать на нем. В то время Венеция располагала самым большим флотом, позволявшем перевезти через море целую армию. Однако у крестоносцев таких денег не оказалось. Да и откуда им было взяться, если армия состояла из европейской бедноты, которой было обещано освобождение от налогов, богатая добыча и новые земли в собственность.
Нехватка денежных средств ставила крестовый поход под угрозу срыва. Невозможно долго содержать армию, которая стоит на месте и только проедает и без того небогатый бюджет. Венецианские власти предложили выход. Вместо оплаты - отработать. Рыцарей попросили захватить и разграбить город-порт Задар на побережье Адриатического моря. Он быстро развивался и в качестве конкурента очень сильно мешал венецианским купцам. Проблема заключалась в том, что Задар находился под властью венгерского короля. То есть крестоносцам предложили разграбить христианский город. Участвовать в сомнительном с точки зрения христианской морали и явно несоответствующем целям похода предприятии отказались единицы. Остальных сразу убедили посулы богатой добычи в Задаре.
В конце 1202 года порт-конкурент был захвачен крестоносцами и разграблен. Римский папа, хотя и понимал, что к чему, но публично не мог одобрить действий крестоносцев, поэтому отлучил их всех от церкви. Ненадолго. После громкого публичного отлучения, он тихо отменил его в отношении всех участников похода, кроме венецианцев, которым подобные действия папы были глубоко безразличны, так как на их торговых делах отлучение никак не отражалось. Более того, рыцарям было разрешено продолжать вести дела с Венецией по найму флота для переправки армии через море. Им все сошло с рук. Хотя это был откровенный и неприкрытый грабеж.
Тем временем венецианцы оценили выгоды наличия под рукой войска с отсутствием принципов. И предложили рыцарям разграбить еще более богатый город-конкурент - Константинополь. Тут папа оказался в затруднительном положении. Ведь захват столицы восточного христианства серьезно бы ослабил конкурента католической церкви. Конечно, с точки зрения этики и морали это выглядело не просто сомнительным, а неприличным. Но Рим был заинтересован в сокрушении конкурента своей власти, Венеция - в уничтожении экономического конкурента, а рыцари хотели наживы. В итоге вопрос был решен положительно и армия крестоносцев отправилась на предоставленных Венецией кораблях не в Египет, а в Константинополь и, воспользовавшись смутой, а также предательством части местной знати, захватила город.
Папа для виду повозмущался очередным разграблением христианского города (сопровождавшимся, между прочим, осквернением и уничтожением церквей), но в итоге благословил результат. Крестоносцы обосновались в Константинополе, объявив о создании Латинской империи. Попытки напомнить о цели крестового похода оказались бессмысленными - вчерашняя европейская беднота теперь была богата и больше не хотела рисковать жизнью ради Христа. До Святой Земли никто из них так и не добрался. Да и зачем, если для них любая земля, где можно пограбить - уже святая?
О чем нам говорит эта история? О своеобразии западного мировоззрения. Какие бы благородные цели этими людьми не декларировались, какой бы ни была идеология и слова, сопровождающие любое предприятие, мотивация остается всегда неизменной - грабеж и нажива. Именно об этом предупреждал Иисус в Нагорной проповеди:
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Поэтому никогда не стоит воспринимать всерьез никакое морализаторство Запада. Все их морально-этические сентенции можно свести к простой формуле: "О чем бы они не говорили, они всегда говорят о деньгах. И о том, как их у вас отнять". Воспринимать Европу как моральный камертон можно лишь пребывая на глубочайшем уровне наивности, для которого у медиков есть свой диагноз - слабоумие.