Этот фильм оказался самой кассовой лентой по сбору за 1 уикенд в США и Канаде. Основан на серии культовых игрушек. В главных ролях - голливудские "звезды" первой величины, вполне подходящие по типажу под своих персонажей (нельзя не согласиться, что Марго Робби и Райан Гослинг являются достаточно удачным выбором). Режиссер - 3-кратная номинантка на "Оскар" Грета Гервиг. Фильм заявлен как летняя комедия. Казалось бы, что могло пойти не так? По факту, почти все. Но поговорим подробнее о картине, которая оказалась глотком свежего воздуха в застойном летнем американском прокате, где ранее проваливалось почти все.
Начну немного издалека. Есть ряд актрис, которые считают, что если они придерживаются определенных взглядов, которые, возможно, будут нравиться далеко не всем, то эту точку зрения надо обязательно транслировать окружающим не только через свои интервью, но посредством внесения нужных изменений в сценарий, дабы выглядеть особо прогрессивной. Шорт-лист из подобных убер-знаменитостей изначально был небольшой, но похоже, что в компанию к Бри Ларсон, Эмбер Херд и Фиби Уоллер-Бридж прибавилась еще одна "прогрессивная активистка" - это Марго Робби.
Прорыв Марго состоялся в роли стервозно-стереотипной блондинки в "Волке с Уолл-стрит", и далее плюс-минус этот же образ Робби эксплуатировала и дальше. Однако, после кассового успеха "Отряда самоубийц" она решила реализовать себя в качестве продюсера и повлиять на сценарий. Итогом этого стала абсолютно провальная работа "Хищные птицы: история Харли Квинн", где другая "прогрессивная" сценаристка Кристина Ходсон намутила провальную историю про крутую Харли и "токсичных мужиков". Отдельно отмечу, что благодаря протекции со стороны Робби, Кристина Ходсон попала во вселенную DC и намутила 2 сценария - нового "Флэша" и "Бэтгерл". Первый уже принес своим создателям 250 миллионов долларов убытка, а второй оказался настолько плох, что продюсеры предпочли закрыть уже почти готовый фильм, стоивший свыше 100 миллионов долларов. Видимо, там было все еще хуже. Однако, вернемся к нашей Маргоше, которая не смогла остановиться с демонстрацией своих прогрессивных взглядов и продолжила их засовывать в сценарии всех фильмов, к коим она имеет отношение как продюсер.
Изначально картина должна была стать легкой летней комедией, основанной на серии культовых игрушек. Но когда такое в мире происходит, сплошное угнетение и отсутствие равных прав, как можно снимать комедии? Обязательно должен быть социальный подтекст. Видимо, так думала Марго Робби. В итоге, социальный подтекст добавили, повестку соблюли, про равные права рассказали. А где комедия? А ее почти и нет. На выходе получился настоящий Франкенштейн: сплетенный из разных лоскутов фильм неопределенного жанра, который обладает кучей сюжетных дыр, неумело прикрываемых повесткой.
Зрителю демонстрируют Барбиленд - фентезийный мир, где царит настоящий матриархат. Всех персонажей зовут либо Барби, либо Кен. Нам сразу демонстрируют "многообразие", поэтому зритель узнает, что кроме "стереотипной" Барби тут есть афроамериканские, латиноамериканские, бодипозитивные, "инвалидные" и прочие Барби и Кены. Живут они в розовых домиках, у них даже свой розовый Капитолий, в котором правит женский вариант Барака Обамы. И если все Барби - умницы, которые к чему-то стремятся, то Кены - это безмозглые красавчики, которым ничего не нужно, кроме того, они себя ведут так, будто являются приложением к основной кукле. День у них однообразен, проводят его на пляже, а вечером устраивают вечеринки под песни Дуа Липы, которая даже появляется в кадре.
В центре всего - самая стереотипная Барби в исполнении Марго Робби. Не пойми с чего она начинает меняться и самая знающая из них советует отправиться в реальный мир, чтобы понять причины своих изменений. Оказавшись в Калифорнии вместе с Кеном, исполненным Райаном Гослингом, герои минут 5 попадают в неловкие ситуации, потом после череды событий вынуждены вернуться обратно по раздельности. Однако, если героиню Робби шокирует реальный мир, наполненный "токсичными мужиками", то Кен оказывается в полном восторге и в Барбиленде разводит настоящий патриархат, переполненный "негативной маскулинностью". При этом, в этом же мире оказывается и бывшая хозяйка главной героини, и весь состав директоров компании Mattel, состоящий... из тех же "токсичных мужиков" во главе с Уиллом Феррелом. Им всем надо навести порядок в сказочном мире, чтобы баланс не нарушился и в реальном мире.
Если описанное вам не показалось "коллапсом шизофреника" и есть надежда, что в фильме раскроют хотя бы некоторые вопросы, вроде принципов существования этого мира, почему куклы могут попасть в мир людей и прочее, то даже не надейтесь, что вам как-то на это намекнут. У написавшей сценарий Греты Гервиг объяснение одно: ПОТОМУ ЧТО. Зато масса пространных рассуждений про феминизм, про место женщины в мире, про социальную несправедливость и неравные права. В фильме создается впечатление, будто Гервиг скопировала чей-то социальный манифест в сценарий фильма, причем хаотичными кусками. Иначе не объяснить резкий переход от полукомедийного повествования к "социалке" и "повесточке". И проблема даже не в самом обсуждении социальных вопросов и взглядов, а в абсолютной однобокости подачи. Даже сам контраст, с одной стороны, стремящиеся все постичь Барби, с другой стороны - тупые мужланы, которые хотят ничего не делать и заставить женщин прислуживать, мягко говоря, даже не тянет на туповатую сатиру.
Конечно, начинается фильм эпично: Гервиг повторяет в контексте Барби ту самую сцену из "Космической одиссеи 2001 года" под музыку Рихарда Штраусса, а в дальнейшем даже цитирует голливудскую классику вроде "Полуночного ковбоя". Но сатирическая эскапада начинает быстро сдуваться, все больше отдавая сюжетного времени обсуждению социального неравенства между полами. При этом сцена, когда Барби и Кен оказались в реальном мире, смотрится адекватно и даже местами смешно. И ведь подобный подход мог сработать. Тот же "Борат", сделанный на контрасте между "благородным дикарем" и его столкновением с цивилизацией выглядел очень уморительно. Пошли бы авторы "Барби" таким путем, это была бы действительно смешная комедия, даже элементы обсуждения социальных вопросов тут не раздражали. Но Гервиг и Робби пошли другим путем, в итоге, эта напыщенная, паразитирующая на именитом бренде игрушек работа получилась нескладной, с кучей ненужных героев, которым в кадре даже сказать нечего, а также с невероятным количеством сюжетных дыр. Где-то к середине, после сцены "реформ Кена" фильм сдувается и превращается к нечто мелодраматическое, наполненное рассуждениями о нелегком пути в зависимости от гендерного признака, а также отсылками к истории предпринимательницы Рут Хендлер, которая даже появляется в кадре "живее всех живых", правда, в исполнении Хелен Миррен.
Конечно, у фильма есть несколько плюсов: тут отличная работа дизайнера и художника по костюмам, а также приятно смотреть на дуэт Робби - Гослинга. Они определенно попадают в свои роли и вполне тянут фильм. Да и песня Дуа Липы имеет все шансы стать очередным хитом. Но минусов в разы больше.
Кроме провального сценария, мятущегося от несмешной сатиры до социальной драмы, и абсолютно нулевой режиссуры, в фильме переизбыток персонажей. Они непонятно зачем появляются и какое влияние оказывают на сюжет. Даже Уилл Феррелл, который пытается здесь изображать шерифа-недотепу Вилленхолли из "Джея и молчаливого Боба" (только в этот раз как директора компании Mattel), в кадре выглядит беспомощным и нелепым, хотя при нормальном сценарии это можно было обыграть гораздо смешнее. Фильм даже в нескольких сценах претендует на преодоление "четвертой сцены" между экраном и зрителем, но получается вновь нелепица.
Конечно, ознакомившийся с оценками критиков потенциальный зритель спросит: но ведь критическая оценка высокая, всем кино понравилось, да и кассовые показатели у него что надо. Но особенность в том, что люди устали от бесконечных комиксов и сиквелов, им нужно что-то новое, но при этом, нечто родное и знакомое. Этот эффект уже сработал на анимационных "Братьях Марио", которые на данный момент являются самой кассовой лентой года. Сочетание описанных выше факторов привело бы зрителей, даже если бы Грета Гервиг просто полтора часа снимала Робби в виде Барби с разных ракурсов. Что касается критического консенсуса, то Гервиг сняла настолько хитро свою картину, что любого потенциального критика можно обвинить в мизогинии и неполиткорректности, поэтому сомневаюсь, что кино критикам так прямо понравилось. Оценки поставили, чтобы не возникали вопросы, да и если учесть маркетинговый бюджет "Барби" (а он по некоторым оценкам значительно превышает бюджет самой картины), то никто не захотел сталкиваться с подобным локомотивом. Конечно, лента определенно будет летним хитом и мы наверняка в скором времени увидим еще более прогрессивное продолжение.
Единственный плюс этого фильма - это хайп, распространившийся и на вышедшего в тот же день "Оппенгеймера" (которого я тоже уже посмотрел и напишу рецензию). В остальном же, на фильм можно потратить время только если вы любите продукцию Mattel или Райана Гослинга. Во всех иных вариантах лучше пройти мимо. Знаю, что моя критика далеко не всем придется по вкусу и понимаю, что у каждой картины есть свой зритель, но на то и субъективное мнение, чтобы оно нравилось не всем.
Спасибо за внимание!
Предлагаю к прочтению обзор новой, 7-й части "Миссия невыполнима":
Не пройдите мимо треш-обзора на новую политкорректную "Русалочку":
Также уделите время чудесной "Дикой орхидее":
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.