Это не новость, что наша доблестная государственная машина сама методично уничтожает свои же собственные смыслы существования и символы успеха. А Стрелков (при любом к нему лично отношении) — живой символ успеха России.
"Крым наш", "Русская весна", "Русский мир", "Новороссия", "Стрелков", "ополчение Донбасса" — это один ряд символов успешной экспансии русского государства во внешний мир. Равнозначные образы русской реконкисты своих земель. Именно возврат южнорусских земель стал магистральным путём развития нашей государственности на всё прошедшее десятилетие. И начало СВО — было логичным продолжением этого пути.
Ещё была экспансия в Сирии и в Африке — не менее успешное, но второстепенное направление, по сравнению с Новороссией. Хотя в Сирии мы открыто бросили вызов господству прежних "мировых лидеров" и вступили с ними в вооруженное противостояние. Но для граждан Российского государства — это далёкие края. Там были другие герои и символы. Славу и уважение к России на мировой шахматной доске обеспечили русские ВКС, русский Флот и русские ЧВК. Там яркими красками заиграл образ русского наёмника под пиратским флагом. В СВО наёмники тоже блеснули весьма ярко. Но, как мы знаем, крест на успешной, но неформальной структуре ЧВК, был поставлен после "мятежа вагнеров" и их бодрого "марша на Москву" за головой министра обороны.
И да, и на сирийско-африканском напралении русской экспансии, успех, точно так же, принесла вооруженная борьба. И это не случайно. Феодальный вестник не устаёт повторять, что способность хорошо воевать и побеждать — наша единственная национальная "фишка". Это то, чем мы всегда по-настоящему гордились. По сути, война — наша главная общая вера, "скрепа" и идеология.
И вот теперь, оба успешных вооружённых "бренда" российского государства — выпилены из дальнейших исторических событий самим же государством. Так что же пошло не так?
Для начала отметим главное общее свойство обеих сущностей. И Стрелков/ополчение Донбасса, и ЧВК "Вагнера" — возникли как бы сами по себе (естественно, нет). То есть, это были прокси-инструменты государства, для решения военных задач "частными" руками.
Все понимают, что донецкие шахтёры и наёмники Вагнера не могли найти в кустах артиллерию, танки и даже боевую авиацию. Сегодня мало кто помнит, но Стрелков, в своё время, почти дословно повторял Пригожина, с его мемичным "Шойгу дай снаряды". Но ведь инструмент не может требовать что-то у мастера, в руках которого он всего-навсего железка? И даже если мастер плохо заботится об инструменте, решает забить гвоздь гаечным кючом, или подпереть им дверь, или вообще сломать и выбросить — он мастер, ему виднее. Инструмент не может обижаться. Или он не совсем инструмент...
И вот тут-то и кроется главное противоречие — конфликт понимания. Когда инструменты из плоти и крови — они работают иначе, чем тупое железо. Это сложные инструменты с тонкой настройкой. И чем более "не тупой" и "не деревянный" подобный инструмент — тем он эффективнее. Что и доказали мотивированные ополченцы со Стрелковым, а так же свободные от уставщины "вагнера". С такими инструментами надо уметь работать, даже если ты очень хороший мастер.
И да, сложные инструменты тоже ломаются. По разным причинам. Если вдруг пропадает желание продолжать начатую работу — не стоит бросать на пыльную полку полностью заряженный и включённый инструмент. Там он может начать искрить и перегреваться без дела. [это про Стрелкова/Гиркина] А если экономить на расходниках и смазке для мощной и совершенной машины — она может потерять управление прямо последи поля, и поехать сама прямо на вышедшего покурить тракториста. [это про мятеж Пригожина и "вагнеров].
И ещё кое-что про инструменты. Для тех, кто думает, что для решения военных задач государству не подходят "частники", а нужен только отлаженный механизм обычных вооруженных сил, со стальными шестерёнками и чётким выполнением любого приказа. Следует напомнить нашу историю, начиная с частной военной банды Рюрика, основавшего наше государство, а так же княжеских ЧВК дружин, периодически воевавших друг с другом. Южнорусские степи, Кавказ, Сибирь и Дальний Восток завоевали и освоили не по приказу, а ради частного (и даже шкурного) интереса. Ермак Тимофеевич со своей ЧВК пошёл в Сибирь обогащаться. Казачество формировалось из беглых — тех, кто не в ладах с государством. И тем не менее, государство прирастало землями.
Конфликты частников с государством — отдельная тема. Стенька Разин в 1663 году успешно ходил на крымчаков (совместно с запорожцами и калмыками). Но двумя годами позже царский воевода Долгоруков хотел казнить старшего брата Разина (за непослушание, разумеется). И этот конфликт с властью стал первой причиной последовавшей смуты. Емельян Пугачёв (участник Семилетней и Русско-турецкой войн) — стал жертвой чиновной неразберихи, которая заставила его вступить в конфликт с государством. То есть, работать правильно с вольным инструментом наше государство не умело никогда. Но пользовалось результатами их труда.
Вот и к нынешней ситуации следует относиться спокойно. Реконкиста Испании от мавров длилась 700 лет. Реконкиста южнорусских земель, тоже будет идти долго. История сохранит имена героев, и сотрёт имена чиновников.
Такие дела.