Найти в Дзене
Без кино всё не то

«Оппенгеймер»: из огня да в полымя

Про контекст. Не знаю, остались ли у меня на этом канале постоянные читатели, но всё же считаю своим долгом сообщить некоторую личную информацию, прежде чем поделюсь своим мнением о фильме. Обстоятельства сложились таким образом, что в конце прошлого года мы с мужем и дочкой переехали в Белград. Соответственно, феномен «Барбенхаймера» мной был прочувствован на собственном опыте: пришлось мучительно выбирать между двумя громкими премьерами. Во всяком случае, выбирать, на что именно я пойду в первую очередь. Мой выбор пал на «Оппенгеймера», а муж выбрал «Барби» — вот такой парадокс 😁 В конечном итоге, никто из нас не пожалел, хотя впечатления от просмотра, конечно, были разные. Про кинотеатр. Любопытная особенность сербских кинотеатров: все фильмы здесь показывают на языке оригинала с сербскими субтитрами. Мне это, конечно, было только на руку, ведь фильм на сербском я бы просто не смогла посмотреть. В остальном кинотеатр мало чем отличался от московских залов: большой, современный, с

Про контекст.

Не знаю, остались ли у меня на этом канале постоянные читатели, но всё же считаю своим долгом сообщить некоторую личную информацию, прежде чем поделюсь своим мнением о фильме. Обстоятельства сложились таким образом, что в конце прошлого года мы с мужем и дочкой переехали в Белград. Соответственно, феномен «Барбенхаймера» мной был прочувствован на собственном опыте: пришлось мучительно выбирать между двумя громкими премьерами. Во всяком случае, выбирать, на что именно я пойду в первую очередь. Мой выбор пал на «Оппенгеймера», а муж выбрал «Барби» — вот такой парадокс 😁 В конечном итоге, никто из нас не пожалел, хотя впечатления от просмотра, конечно, были разные.

Про кинотеатр.

Любопытная особенность сербских кинотеатров: все фильмы здесь показывают на языке оригинала с сербскими субтитрами. Мне это, конечно, было только на руку, ведь фильм на сербском я бы просто не смогла посмотреть. В остальном кинотеатр мало чем отличался от московских залов: большой, современный, с кондиционерами и попкорном.

Про фильм.

Это вам точно не «Барби» 😁 В том плане, что никто здесь не будет ничего разжёвывать, и придётся всё-таки пошевелить мозгами. Много раз во время просмотра я чувствовала себя абсолютно тупой и сожалела, что пришла на сеанс неподготовленной. Надо было хотя бы страничку в википедии прочитать что ли... Но я понадеялась, что режиссёр сделает всю работу за меня и не будет грузить. Нолан — и не будет грузить? Как бы не так!

-2

Помните то прекрасно отвратительное чувство, настигающее где-то посередине «Интерстеллара» или «Начала», когда вы понимаете, что ни черта не понимаете? Весь «Оппенгеймер» — вот такой, хотя здесь нет ни прыжков во времени, ни параллельных реальностей, ни инвертированных событий. Нам показывают совершенно обыденные сцены, свойственные всем типичным биографиям: герой в молодости, герой встречает девушку, герою предлагают «работу мечты», герой совершает прорыв и т.п. Вот только всё это происходит очень быстро и сразу, одно накладывается на другое и подаётся через двойную призму судебных расследований.

Оппенгеймера обвиняют в связях с коммунистами, а Льюиса Штраусса, члена Комиссии по атомной энергии в США, — в дискредитации Оппенгеймера. То есть, повествование состоит из двух взаимопоглощающих волн флэшбэков (они, кстати, разграничены цветовой гаммой), и большую часть экранного времени сложно понять, к чему Нолан ведёт и в чём вообще суть его истории. Могу предположить, что многие зрители потеряются в первых двух часах этого фильма и устанут ждать, когда же начнутся красивые взрывы.

-3

Лично я боялась, что история окажется очень скучной: кучка учёных будут сидеть в пустыне и вести непонятные споры о науке. К счастью, скуки я не почувствовала вообще: несмотря на хронометраж, Нолан берёт в «Оппенгеймере» невероятно быстрый ритм и как будто постоянно подстёгивает зрителя. Подстёгивает в интеллектуальном плане, постоянно добавляя какие-то новые вводные и вызывая желание поставить на паузу, чтобы перечитать учебник истории. Эмоциональной подпитки здесь мало, хотя сцены после взрывов в Хиросиме и Нагасаки, когда Оппенгеймер произносит бравурную речь, а в глазах у него мальчики кровавые, я бы занесла в свой личный топ примеров, как надо показывать, а не рассказывать (show, don't tell).

В финале тоже распускается нехилый букет эмоций: после диалогов с Альбертом, после всех разбирательств, проклятий и наград главный герой застывает с тем же шоком и неотвеченным вопросом в глазах. «Мы уничтожили мир...» — пробормочет он себе под нос. Ведали ли, что творили? И можно ли было всё остановить? История не знает сослагательного наклонения. Всё случилось именно так и никак иначе. Они были просто людьми: они жили, совершали ошибки и стремились к светлому будущему. Вот только оказались в итоге в мрачном настоящем.

P.S. Киллианом Мёрфи я немного разочарована, потому что он снова сыграл Томми Шелби. А вот Роберт Дауни-младший заслуживает аплодисментов.